Благодаря виртуальной реальности люди лучше усваивают информацию — этот фактор стали использовать в учебных заведениях и средствах массовой информации. О том, как еще новые технологии облегчат жизнь людей, корреспондент Sputnik Кыргызстан поговорил с заместителем главного редактора МИА "Россия сегодня", продюсером и медиаменеджером, старшим преподавателем кафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Натальей Лосевой.
— Какие новые технологии в ближайшее время придут на помощь журналистам?
— Иные реальности. На самом деле они уже среди нас: помните игру Pokemon Go? А самый простой пример — GPS-навигатор. Люди почему-то не воспринимают его как иной мир, однако эти устройства могут показывать погоду и пробки на дорогах, а это уже концепция заполненной или смешанной реальности. А знаете, где самые большие деньги в виртуальной реальности?
— Разработка игр?
— Это на втором месте, а на первом — контент для взрослых. А самое активное развитие в виртуальной реальности наблюдается в сферах образования, переподготовки и медицины. Один из моих любимых примеров — разработанный одной из крупных клиник тренажер, который позволил объективно уменьшить боль от ожогов. У таких пациентов есть период практически невыносимой боли, которую можно снять медикаментозно, но необходимы были более щадящие для организма методы.
Кроме того, в России на государственном уровне к 2024 году поставлена задача ввести в 75 регионах преподавание в школах не менее 25 процентов предметов с использованием дополненной и иной реальности. Сегодня у журналистов, медиаменеджеров и сотрудников сферы образования одинаковые проблемы и задачи, связанные с удержанием внимания. Поэтому для лучшего усвоения информации ребенка необходимо поместить в некую закрытую информационную среду. Кроме того, в виртуальной реальности человек может переместиться в другое время, на другую планету.
— Для меня иные миры все-таки связаны с воспоминаниями о том, как мы часами играли в компьютерные игры.
— А мама ругала?
— Конечно, и правильно делала.
— Производители компьютерных игр действительно осознали, что их целевая аудитория — подростки, а враги — родители. Знаете, что они сделали, чтобы устранить родителей?
— Контент для взрослых? Не говорите, что да.
— Конечно нет. Они добились одобрения родителей с помощью образовательного контента. Ведь когда мама подростка видит, как ему предлагают прогуляться по древнему Риму и выучить пять параграфов из учебника истории, конечно, она не будет против.
— А какие еще материалы, кроме образовательного контента, журналисты могут делать с помощью виртуальной реальности?
— Когда в начале года стало ясно, что весной будет волна новостей про знаменитый перевал Дятлова, мы начали работать и попали в самый пик. В формате дополненной реальности нам удалось выполнить реконструкцию трех основных версий того, что там произошло. Человек мог оказаться в палатке туристов и своими глазами изучить все улики, побродить по местности… Это был большой успех.
— МИА "Россия сегодня" сделало и другой большой и важный проект — разработку программы "Механика аутизма".
— Это была наша первая работа в формате виртуальной реальности. Обычно на планерке мы обсуждаем десятки идей для подобных работ, чтобы выбрать самую актуальную тему. Сегодня человек должен приложить какие-то усилия, чтобы посмотреть материал в формате виртуальной реальности: приобрести очки, которые стоят от 5 до 10 тысяч долларов.
— Кроме того, сегодня в мире идет активное развитие подкастинга. В Кыргызстане это явление еще не совсем понятно аудитории и самим журналистам. Что такое подкаст?
— Для начала давайте разберемся, что такое радио. Это большой информационный блок, который пользователю предоставляют в назначенное место и время. У подкаста совершенно другая концепция потребления: мы сами доставляем его в те места, где находится заинтересованный человек, и не огромными суточными блоками, а кусочками информации. Пользователь может сам решить, когда и с какого места ему начать слушать контент. По содержанию подкаст — это более свободный и творческий жанр. Он может напоминать театр у микрофона, разговорное шоу или монолог…
Кажется, что сделать подкаст очень легко. Можно взять смартфон с диктофоном, забраться в шкаф с одеждой (знаете же, что это самый лучший заменитель домашней студии?) и в режиме монолога упоенно рассказывать что-то, что, как вам кажется, будет интересно послушать другим. Однако кажущаяся доступность подкастов абсолютно не гарантирует их популярности и тем более монетизации. Все-таки нужно чувствовать аудиторию, уметь рассказать историю и сделать ценный и интересный контент. Как камера в смартфоне не убила профессиональную фотографию, так и дилетантский подкастинг не убьет нашу профессию.
— Говорят, что у подкаста выборочная и высокоинтеллектуальная аудитория.
— Да. Как правило, это образованные люди 25-45 лет, ведущие активный образ жизни. Однако дело не только в интеллекте. Подкастинг — это фоновое потребление. Представьте человека, который усаживается за стол, расправляет скатерть, включает аппарат, подпирает рукой щеку и слушает часовой подкаст… Это невозможно. А когда мы слушаем подкасты?
— Когда готовим.
— Здесь нужно понять еще один интересный момент: когда мы слушаем подкасты в наушниках? Обычно по дороге на работу или домой, а молодая мама — когда гуляет с ребенком. Возможно, когда медленно бежим на тренажере в зале или делаем монотонную домашнюю работу.
Вторая волна наплыва подкастов, скорее всего, придет с распространением "умных" колонок. Ведь если вы готовите еду, то, скорее всего, вам удобнее слушать подкаст через колонку. Интересно, что не медиа заставят потребителя приобретать новые гаджеты, а наоборот. В будущем люди начнут покупать все больше устройств, которые будут воспроизводить звук и освобождать руки и глаза.
— А когда подкасты массово придут в Кыргызстан?
— Я думаю, что потребуется порядка двух-трех лет для заметного накопления аудитории, которая регулярно слушает подкасты. Обычно все начинается не с новостного контента и даже не с историй. Люди вовлекаются в подкасты через лекции, книги, изучение иностранных языков и развлекательный жанр, который немного на грани дозволенного. А вообще, если вы вспомните себя 2-3-летней давности, то увидите, что уже во многом текстовые коммуникации вы перевели в голосовые: поисковик на своем смартфоне и сообщения в чатах…