Через два года после того звонка Джейн Моубрей прилетела в Кыргызстан. На выходе из аэропорта ее ждал невероятный сюрприз: на стене отображалось огромное фото, на котором были изображены она и семья молодого человека, чьим донором она стала.
— Двенадцать лет назад вы спасли жизнь юноше из Кыргызстана, расскажите об этом.
— История началась намного раньше. Сын моей подруги заболел лейкемией, она пыталась найти донора, чтобы спасти мальчика. Обычно лучший биологический материал — от ближайших родственников, но сын с онкологией был единственным ребенком у этой семьи. К сожалению, его не смогли спасти. Моя подруга тяжело переживала смерть сына. Я не представляю, насколько ей было больно тогда, но страдания мотивировали ее спасти других женщин от такой пытки. Она говорила: "Ни одна мать не должна пережить такое".
Она хотела помочь онкобольным, призывала людей становиться донорами. Это подхватили британские СМИ, а итогом стало значительное расширение базы доноров в Европе. Ведь это очень простая процедура. Все, что нужно, — прийти в больницу на 20-30 минут и сдать кровь. Как раз в то время мне было 30 лет, и я стала донором.
Спустя 10 лет мне позвонили из фонда, через который я жертвовала свой костный мозг. Сотрудница рассказала, что человек, чьим донором я была 10 лет назад, жив и хочет со мной встретиться. Не передать словами, насколько это было волнительно. Я сама не заметила, как расплакалась. От меня требовалось лишь одно — дать согласие на то, чтобы организация поделилась моими контактами.
Оказалось, что мой реципиент живет в Бишкеке. Его зовут Руслан Конев, когда он заболел лейкемией, ему было около 16 лет. Лечение помогло ему, сегодня это взрослый мужчина. Он рассказал, что его мама очень хотела познакомиться со мной. Она ждала этого целых десять лет. Дело в том, что после того как реципиент получает донорский материал, информация о личных данных не разглашается 10 лет. По прошествии этого времени семья Руслана нашла меня. Так и началась наша история.
— Как прошла ваша первая встреча?
— Для начала мы списались, обменялись фотографиями, узнали какие-то базовые вещи друг о друге и договорились встретиться. Руслан с родителями приехал в Лондон, и мы договорились об ужине. Не передать словами, как мы с мужем волновались. Думали, как пройдет встреча, какими людьми окажутся наши новые друзья.
В назначенный день мы ждали их у ресторана русской кухни в центре Лондона. Они немного опаздывали. Когда я увидела Руслана, сразу его узнала, бросилась навстречу и обняла. Это было очень трогательно. Весь вечер мы проговорили, казалось, что мы знаем друг друга сотню лет. Хотя мы просидели в ресторане несколько часов, казалось, вечер пролетел за мгновение.
А еще все мы много плакали. У меня тоже есть сын, и я могу только представлять, что пережила мама Руслана. Думаю, что это серьезное испытание. Мы с мужем пожалели, что не взяли с собой огромную сумку для подарков, потому что в тот день нам надарили столько всего. Мы были похожи на обезьянок (смеется), подарки вываливались из рук.
— Вы не боялись стать донором?
— К сожалению, отсутствие информации вызывает страхи. Все зависит от того, о каком донорстве мы говорим. Быть донором почки или костного мозга, например, — это разные вещи.
В моем случае вреда здоровью не наносится. И я не понимаю, почему все люди не становятся донорами костного мозга, это ведь так просто. Все, что нужно, — обратиться в донорский банк и сдать кровь. Если по всем показателям вы совпадаете с реципиентом, вам делают пару процедур вроде капельниц. И все! Только подумайте — так вы можете спасти человеческую жизнь.
— Расскажите о путешествии в Кыргызстан, какие впечатления остались от поездки?
— До этого единственная азиатская страна, которую мы посетили, был Таиланд. Когда друзья из Британии слышали о Кыргызстане, они приходили в замешательство. Никто не знал, что это за государство. Но нас здесь очень ждали, тепло и радушно встретили.
В Бишкек мы прилетели рано утром. Были уставшие после долгого пути. Думали, что сейчас доедем до гостиницы и уляжемся спать. На выезде из аэропорта нас ждал невероятный сюрприз: там была Елена — мама Руслана, а позади нее наше общее фото во всю стену. Мы были так удивлены, такого для нас никто никогда не делал.
К слову, собираясь в Центральную Азию, мы подготовились, купили книгу британской писательницы, которая рассказывала о Кыргызстане. Это сборник о ваших традициях и легендах.
— А теперь вопросы, которые мы задаем всем иностранцам, приехавшим в Бишкек. Что из кыргызской кухни вам понравилось больше всего?
— Я не ожидала такого изобилия блюд в кыргызской кухне. Вы едите много мяса, причем готовите его очень вкусно. Несмотря на то что мы с супругом достаточно равнодушны к этому продукту, нам пришлось все по душе. Я в восторге от максыма, это необычный напиток, он освежает.
Мы были удивлены, когда друзья приготовили для нас целого барашка, а потом хозяин начал разделывать голову животного. Мне досталось ухо, а мужу — ухо и глаз. Не знаю, наверное, сама бы я не решилась это попробовать — достаточно экзотично. Отказываться было неприлично, и в итоге мы рискнули и съели угощение. Было вкусно, скажу я вам!
— Как вам здешняя природа?
Например, когда мы приехали на Иссык-Куль, в Джеты-Огузе попали на тушоо-той. Там праздновал весь айыл, было очень много детей, взрослых. Все участвовали в национальных играх. Учитывая, что мы иностранцы и оказались в Кыргызстане впервые, нас были очень рады видеть. Даже пригласили на вечерний той.
— Сейчас очень неприличный вопрос. Вы упомянули, что вам 72 года. Вы отлично выглядите, чаще всего в Кыргызстане в этом возрасте люди чувствуют себя слабее во всех смыслах. В чем ваш секрет?
— Я работаю бухгалтером, люблю гулять, слушать музыку, готовить, проводить время с внуками. А еще я обожаю копаться в саду. Раз в неделю мы с подругами собираемся и поем за вином любимые песни. Муж тоже работает, у него, как и у меня, есть свои увлечения, которые делают его счастливым.
Секрета никакого нет. Нужно просто улыбаться! Основная вещь — мотивация, не нужно сдаваться ни в коем случае. Мы постоянно собираемся, находим разные хобби. У нас тоже много людей, которые достигают определенного возраста и перестают что-либо делать. Это не зависит от того, в Европе они живут или в Азии, такое происходит повсеместно.
— И напоследок расскажите о проекте, который ваши друзья из Бишкека хотели реализовать, чтобы помочь людям с онкологией.
— Проблема онкологии для Кыргызстана, как я узнала, тоже актуальна. Наши друзья из Бишкека активно помогают детям, больным раком. Help the children SKD — их проект, его основательница — Елена Конева — мама Руслана. Она хочет запустить аналогичную донорскую базу в Кыргызстане, как та, что помогла спасти ее сына. Я очень надеюсь, что у них все получится. Мне кажется, наша история — это подтверждение, что для того, чтобы произошло чудо, магии не нужно.
Только подумайте, события, которые происходили с нами в Кыргызстане, стали результатом того, что много лет назад приятельница убедила меня стать донором костного мозга. Вечера, наполненные теплыми разговорами и душевными историями, новые друзья, которые стали нам так дороги, стали следствием того поступка. Мы много плакали, много смеялись. Неделя, проведенная здесь, дала много сил и душевного тепла.