Бишкекчанка Дара Вайсман не понаслышке знает об индустрии красоты в Кыргызстане. Несмотря на молодой возраст, девушка уже успела поработать со многими известными фотографами Центральной Азии и представить страну на международном конкурсе.
Она рассказала об особенностях модельного бизнеса в Кыргызстане и поделилась парочкой ценных советов для тех, кто хочет видеть себя на столичных баннерах.
— С чего началась ваша модельная карьера?
— Я была очень закомплексованным ребенком и почти ни с кем не общалась. Родители не раз отправляли меня в детские лагеря, но и это не помогало побороть жуткую стеснительность. Решив, что так дело не пойдет, они записали меня в модельную школу, чтобы там из их зажатой дочери сделали настоящую девочку. Если честно, те курсы мне ничего не дали: легче научиться всему через интернет, если действительно хочешь обрести новый навык.
Однако в модельной школе мне крупно повезло. Наш хореограф параллельно работала визажистом. В то время все как раз сходили с ума по бодиарту. Я приглянулась преподавательнице — она позвала на макияж. Тогда же меня заметила ее начальница. Женщина пригласила поучаствовать в фотосессии для своего салона. С того момента все и закрутилось: сначала один фотограф предложил поработать с ним, потом другой… В то же время в Кыргызстане становился популярен Instagram, куда я и выкладывала фотографии.
— Наверняка вам поступают и рекламные предложения. Как вы на них реагируете?
— Я могу поделиться на странице лишь тем, что действительно можно порекомендовать. Если мне отправляют товар сомнительного качества, то отказываю в публикации без раздумий. Примечательно, что некоторые просят "пропиарить" не только вещи, но и их. Такие странные просьбы звучат примерно так: "Пожалуйста, прорекламируй меня у себя в истории! Давай встретимся на улице, ты сделаешь пост и скажешь, что я классная". Более того, люди готовы платить за это.
Как парни себе это представляют, мне до сих пор непонятно.
— Ясное дело, что анонимность в интернете многим развязывает язык. Как вы боретесь с неприятными последствиями популярности?
— Не знаю, почему так вышло, но у меня нет хейтеров в интернете. Если и был негатив, то он исходил от людей, с которыми у меня не лучшие отношения в реальной жизни. Из неприятного: некоторые любят отправлять свои интимные фото.
— Что нужно сделать, чтобы стать моделью?
— Если вы решили, что хотите стать моделью, думайте не только о красивых фотографиях, но и том, что это дело должно и может приносить заработок. Толпы классных, эффектных шестнадцатилетних красавиц бегут работать за бесплатно. Девочки готовы сутками пахать за 500 сомов, из-за чего зарплаты других моделей падают. Поймите, это ваш труд, и он должен оплачиваться: бегая по бесплатным фотосессиям, вы портите кожу и волосы — на вас тренируются мастера, которые только учатся своему делу. Я неоднократно обрезала волосы, так как их портили во всех салонах красоты. Кожа страдает, потому что многие визажисты экономят на косметике.
— Насколько прибыльна такая работа?
— Я не выкладываю в Instagram 98 процентов работ — это фото для "Дордоя", самопошива, "оптовки". Такие фотосеты приносят хорошие деньги. В неделю можно поднять от 12 до 15 тысяч сомов при условии, что у вас достаточно заказчиков и фотосессий. Одно время мне удавалось полностью содержать свою семью. Лучшее время для модели — начало весны и осени, когда актуальны такие съемки, а также реклама свадебных платьев. При должном усилии можно накопить неплохую сумму.
— Вы представляли Кыргызстан на международном конкурсе. Расскажите об изнанке бьюти-состязаний. Действительно ли за кулисами конкурса все проходит так гладко или конкуренция дает о себе знать?
— Соперничества, которое нам обычно рисуют в кино, не было: никто не сыпал осколки в туфли, никому не приходило в голову рвать наряд конкурентки. Однако без козней не обошлось: некоторые распускали сплетни о конкурсантках, причем неприятные характеристики, которые не имели отношения к действительности, передавались напрямую организаторам.
Так вышло, что девочки разбились на несколько лагерей. Одни считали себя крутыми и плели интриги, другие, наоборот, скромничали. Остальные сдружились: мы втихаря собирались в одной комнате и болтали до самого утра. Я жила в одной комнате с Динагул Тасовой. Это потрясающая девушка, открытая и смешная — все, что о ней пишут, полная чушь! Мы общаемся до сих пор.
— Как вы относитесь к подобным конкурсам? В Кыргызстане их проходит немало — обыватель может запутаться в названиях. Многие уверены, что в них нет места честному отбору. Какое мнение на этот счет сложилось у вас?
— Раньше эта сфера казалось жутко интересной, тем более меня часто приглашали на разные конкурсы красоты. Стоило мне посетить несколько репетиций, я сразу понимала, что это не мое. В первый день все максимально дружелюбны, смеются и улыбаются, но вскоре от теплого приема не остается и следа: начинаются косые взгляды и сплетни. Думаю, дело даже не в самих конкурсах, а в личных качествах людей. Подобные интриги повторялись несколько раз и окончательно отбили желание участвовать в бьюти-смотрах.
На одной из встреч мы стояли в кругу и болтали, когда одна из участниц внезапно заявила: "Все же знают, что конкурс купленный, да, Дара?".
Я опешила: о чем речь, когда я даже не подавала заявку? Решила позвонить организаторам и вежливо отказаться от участия. Подобная история повторялась несколько раз, правда, уже на других конкурсах. Тогда я поняла, что мне это не нужно.
— Фильм "Аврора" стал участником престижных фестивалей и даже был выдвинут на соискание премии "Оскар" от Кыргызстана. Как вам удалось поучаствовать в создании кинокартины?
— Дело было два года назад. Предложение поступило неожиданно: мне написали в Instagram и пригласили на кастинг. Я с детства мечтала стать актрисой, поэтому обрадовалась сообщению и решила не упускать свой шанс. На прослушивании рассказали лишь о той героине, которую мне предстояло сыграть. Полная сюжетная линия оставалась для меня тайной вплоть до премьеры. Картину целиком я впервые увидела на премьерном показе.
— Расскажите о сложностях во время съемок: были моменты, которые стали для вас неожиданностью?
— Сложнее всего дались два кадра, которые мы снимали в середине осени. Как только немного распогодилось, команда, работающая над фильмом, тут же принялась за отрывок на яхте. Пока вся съемочная группа куталась в шапки и куртки, мы лежали в бикини на яхте и делали вид, что греемся в лучах летнего солнца. К слову, ради нескольких секунд картины мы провели на озере больше недели.
В остальном съемки прошли как по маслу: над лентой работала талантливая команда, с которой не заскучаешь.
— Как раскачать свой аккаунт, чтобы фотографы и операторы сами выходили на тебя?
— Помню время, когда Instagram только набирал обороты. Сейчас эта платформа делает ставку на платный контент, поэтому набрать настоящих, живых подписчиков нелегко. Если девушка действительно хочет стать моделью и чувствует потенциал, то для начала нужно определиться, где она видит себя — на подиуме или перед камерой. Если выбор пал на первое, то есть смысл подписаться на аккаунты дизайнеров и модельеров. Если вы хотите стать фотомоделью, то стоит зафолловить визажистов и фотографов. Хвалите, комментируйте их публикации — так вас могут заметить.
— Каково это — видеть свое лицо на огромной растяжке баннера?
— Люди, с которыми я знакомлюсь, часто говорят, что где-то меня видели. В такие моменты даже неловко напоминать им, что трехметровое лицо над уровнем дороги — это я. Когда кто-то узнает меня на улице, начинаю стесняться и оправдываться.
Советуем прочитать интервью с Айжан Чаначевой — эта девушка будет представлять Кыргызстан на конкурсе "Мисс мира".