Александр Хроленко, военный обозреватель
Присутствие афганских талибов обостряет ситуацию в регионе, значительно усложняет борьбу с терроризмом. Представители радикального движения "Талибан" * заявили об уничтожении в афганской провинции Логар американского военно-транспортного вертолета CH-47 "Чинук", на борту которого находились более 54 иностранных и афганских военнослужащих (якобы все они погибли, и их количество соответствует тактико-техническим характеристикам вертолета).
Так, в результате нападения боевиков "Талибана" на базу Афганской национальной армии в северной провинции Кундуз 20 ноября погибли 13 военнослужащих. Талибы активно действуют во многих провинциях. Обстановка тревожная.
Проблему противодействия террористическим угрозам руководители советов безопасности государств СНГ обсуждали в Москве (20-21 ноября) с участием и.о. генсека ОДКБ Валерия Семерикова и советника президента Афганистана по национальной безопасности Хамдуллы Мохиба. Консолидация международных усилий и региональных структур безопасности — важнейшая задача, от решения которой зависят суверенитет и территориальная целостность целого ряда стран.
Деструктивный потенциал
По данным спецслужб стран СНГ, террористические организации на севере Афганистана активизируются, боевики планируют экспансию в СНГ с помощью единомышленников из числа граждан центральноазиатских республик. Сегодня в отрядах международной террористической организации "Исламское государство" (объединенных в так называемый "Вилаят Хорасан" *) на территории Афганистана находятся несколько тысяч боевиков. Поэтому приоритетной задачей является обеспечение безопасности южных границ государств Содружества. Впрочем, относительно этой проблемы существуют разные мнения.
Президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани 19 ноября в ходе посещения восточной провинции Нангархар заявил о поражении "Исламского государства" в его стране. Действительно, за последние несколько недель в провинции Нангархар сдались более 800 боевиков ИГ, среди которых оказались выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Пакистана, Ирана. И все же оптимизм Гани кажется преждевременным. Несмотря на поражения, международный терроризм имеет огромные деньги, "призывные ресурсы" и деструктивный потенциал. Так, после разгрома в Сирии террористические группировки ИГ и "Джебхат ан-Нусра"* начинают, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, "расползаться по миру". Афганистан и сопредельные страны — удобная площадка для новых попыток формирования псевдохалифата.
Вместе с тем в северных провинциях растет активность талибов. Пока хватает территории и ресурсов, непримиримая борьба (перманентные боевые действия) между правительственной армией, "Талибаном" и "Исламским государством" проходит в границах Афганистана. Но в зависимости от обстановки террористы (под каким названием — не суть) могут быть вытеснены за линию Аму-Дарьи и Пянджа, в южные районы Узбекистана и Таджикистана. К подобной ситуации необходимо готовиться заранее.
Тревожная хроника
Несмотря на регулярные операции правительственных войск, в октябре и ноябре продолжается рост террористической активности в северных провинциях Афганистана. Массовому нападению талибов подверглись два уезда провинции Кундуз, уезд Нусай северо-восточной провинции Бадахшан. И правительственные войска сохраняют готовность к боевым действиям в районе границы. Атакован также уезд Акчи в приграничной (с Туркменистаном) провинции Джаузджан — 29 октября в бою с талибами погибли 22 афганских военнослужащих. Отражено массовое нападение талибов на город Талукан в сопредельной с Таджикистаном провинции Тахар, и угроза новых атак сохраняется. При этом "Талибан" остается крайне несговорчивой стороной переговоров с правительством ИРА и представителями США.
В этой плавающей системе координат "Талибан" считает представителей ИГ сектантами (хавариджами), а игиловцы называют оппонентов "наркоталибаном". Однако среди талибов (пока доминирующих в стране) есть и явные противники, и латентные сторонники ИГ. Не секрет, что многие "несознательные" боевики "кочуют" из одной террористической группировки в другую, где больше платят (известно, что рядовые "Талибана" получают 200-300 долларов в месяц, а боевики из ИГ – 500-600). Возможны непредсказуемые коалиции.
К примеру, в ходе боевой операции на территории провинции Гильменд 23 сентября были уничтожены полевой командир из террористической организации "Аль-Каида"* Асим Омар и шестеро других боевиков его группировки (все они оказались гражданами Пакистана). Произошло это в районе, подконтрольном "Талибану".
Обстановка в Афганистане крайне сложная, угрожающая, прежде всего сопредельным Таджикистану и Узбекистану. Ранее губернатор провинции Сари-Пуль Мохаммад Захир Вахдат заметил: "Если в доме твоего соседа идет война, ты тоже не будешь спать спокойно. Даже если талибы и другие вооруженные мятежники не планируют перебраться в центральноазиатские государства, северные провинции Афганистана, границы которых на севере соприкасаются с этими государствами, все равно представляют собой большую опасность для стран Центральной Азии".
Международные террористические организации на территории Афганистана знают об этом, поэтому рано или поздно наверняка постараются использовать "лазейки" для прорыва на север. Совет командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ весьма своевременно (в начале ноября) заявил о готовности поддержать ОДКБ в укреплении таджикско-афганской границы. Пришла пора от намерений переходить к делу, общему для СНГ и ОДКБ. Судьбы стран региона взаимосвязаны.
*Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и других странах.