Весь российский спорт приговорили к четырем годам максимально строгого режима — без участия в Олимпиадах и чемпионатах мира (только отдельные спортсмены в нейтральном статусе), без топ-соревнований на территории РФ, а российским чиновникам запретили входить в руководящие органы международных федераций.
Такое решение единогласно принял исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) в Лозанне. Развязка, давайте честно, ожидаемая. Еще две недели назад, когда комитет WADA по соответствию рекомендовал исполкому самые жесткие санкции в отношении России, было понятно — позитивного итога ждать бессмысленно, готовиться надо к худшему сценарию. Слишком серьезные и конкретные обвинения, слишком сильное недоверие.
Для понимания важно расставить акценты: на этот раз Россия страдает не из-за допинга. Та мутная история про манипуляции с пробами на ОИ–2014 в Сочи, казалось, осталась в прошлом. Теперь российский спорт преследует ее тень.
Это было наказание за допинговую систему, которая, как считает WADA, существовала в российском спорте в первой половине 2010-х. С тех пор РФ потратила бесконечность сил и ресурсов, чтобы восстановить прежний спортивный статус: убрала некоторых чиновников, полностью поменяла руководство РУСАДА, выполнила больше 30 критериев из "дорожной карты" WADA.
Финальными и определяющими в ней оставались два пункта:
— предоставление электронной базы данных Московской антидопинговой лаборатории за 2012–2015 годы в аутентичном и неизменном виде;
— доступ к физическим допинг-пробам, хранившимся в Москве, после проверки базы данных.
Именно на данном этапе случился сбой, за который в ближайшие годы расплачиваться спортсменам и болельщикам.
Известно, что копию электронной базы эксперты WADA получили от России еще в январе этого года, но позже обнаружили в ней многочисленные изменения, датированные концом 2018-го — началом 2019-го. В то время жесткие диски находились под контролем Следственного комитета РФ, который до сих пор ведет собственное расследование по допинговому делу.
Кто и зачем химичил с данными — загадка до сих пор. В WADA уверены, что это российские чиновники в спешке прятали следы позитивных проб топ-спортсменов. У России другая версия: существовал удаленный доступ к данным из-за границы, которым пользовались люди из команды Григория Родченкова, создававшие эту базу. Но 85-страничное техническое объяснение российских экспертов, как в базе появились изменения, никого в WADA не убедило. По факту главное из финальных требований — неизменность электронной базы — Москва не выполнила.
Конечно, со стороны эта ситуация кажется максимально глупой. Ведь России оставалось полшага до полноценного возвращения в систему международного спорта — по сути, какие-то формальности. Представьте измученного марафонца, который на последних метрах вдруг решил срезать дистанцию. Зачем, если казавшаяся бесконечной дистанция уже позади, а впереди виден финиш?
Но причины и оправдания уже не имеют значения — в данное время репутация российского спорта потеряна.
Понятно, что больнее всего сейчас спортсменам. Нынешние санкции в первую очередь бьют по ним, а не по безликим функционерам. Последствия с каждым днем будут нарастать, как снежный ком, и это уже не исправить ничем — ни деньгами, ни дипломатическими связями, ни ультиматумами.
Российских атлетов ждут новые громкие дисквалификации. Проверка изменений в базе данных — теперь дело принципа для WADA. И организация точно доберется до каждого — не важно, из прошлого он или из настоящего.
Многие, несмотря на титулы и громкие имена, останутся без топ-соревнований — чемпионатов мира и Олимпийских игр. Индивидуальный фильтр — жесткая и непредсказуемая штука, которая два года назад не щадила даже суперзвезд.
Кто-то уже наверняка задумался о смене гражданства или завершении карьеры — спортсмены тратили детство и здоровье точно не ради того, чтобы на пике карьеры оказаться в золотой клетке.
И даже те атлеты, которые выполнят все требования WADA по допуску (а их много: отсутствие фамилий в докладе Макларена и среди удаленных данных московской базы, необходимый объем допинг-тестов, куча более мелких условий), будут выступать с ощущением перманентного недоверия — к себе и своим результатам.
А ведь есть вообще "мимолетные" виды спорта, в которых за четыре года умещается вся карьера: фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика... Переждать трудное время здесь нереально с физиологической точки зрения.
Если с перспективами в индивидуальных видах есть хотя бы приблизительное понимание, то институт российских сборных ждут глобальные потрясения. Как будет выглядеть нейтральная сборная? Что с допуском на турниры всей команды и каждого игрока в отдельности?
Пожалуй, мрачнее положения в российском спорте не было еще никогда. И это действительно серьезная проблема, несмотря на обещание WADA защитить чистых атлетов.
Наказания спортсменов не могут носить коллективный характер — это говорит о политической подоплеке таких решений, уже отметил президент России. По сути, сотни честных и ни в чем не виновных атлетов на четыре года превратятся в колонну белых ходоков — без страны, национальных символов и защиты. Они будут находиться в подвешенном состоянии странного полудопуска на главные соревнования, и это безумное психологическое давление.
Однако главная беда в другом. Большой спорт в России — одна из идей, которая объединяет. Это катализатор всеобщей гордости за страну. Наглядный пример того, как стать сильным и нужным. Но российские спортивные чиновники ничем не помогли атлетам и оставили страну без большого спорта.