Они собрались на круглом столе в пресс-центре Sputnik Кыргызстан.
На мероприятии обсуждали работу родительских фондов при школах, в частности, приказ министра образования и науки об их упразднении. Участники дискуссии пришли к мнению, что без сторонней помощи школы не смогут существовать, однако многие родители не согласны сдавать деньги в фонды, так как слышат от правительства, что школы полностью обеспечиваются.
"Немногие родители знают, что из госбюджета выделяют деньги только на коммунальные расходы и зарплату учителей. Власти должны не стесняться и признать, что сил хватает только на эти статьи. Из-за того, что люди не знают об этом, происходит недопонимание. В прошлом году в нашем классе всего 13 из 40 родителей сдавали деньги в фонд, а после приказа — только четыре. Если объяснить родителям, как обстоят дела в образовательной системе, многие поймут это", — сказал журналист Нурзат Усебаев.
"Они (члены правительства. — Ред.) пообещали, что к 2022 году будет стопроцентное финансирование. Я упрекнула их во лжи, потому что не будет к тому времени с учетом выплат госдолга полного финансирования образования со стороны государства. Наши чиновники говорят одно, а требуют другое. Например, постоянно требуют видеонаблюдение и охрану в школах, но не выделяют на это деньги", — заявила депутат.
Участники круглого стола также пришли к мнению, что приказ министра о запрете на сбор средств был нелегитимным. По словам депутата ЖК Бактыбека Турусбекова, в этом случае правительство не имело такого права. В то же время парламентарий отметил, что пока родительские фонды не выработают систему учета собираемых денег, всегда будут сомнения в эффективности их использования.
Не воруют ли деньги из родительских фондов?
У каждой школы свой опыт. Одна из участниц круглого стола — член родительского фонда — рассказала, что в их школе сделали ремонт, закупают необходимый инвентарь, содержат персонал. Внешне учебное заведение не отличить от частного, хотя оно государственное.
Наряду с этим есть вероятность растраты средств. По словам представителя аппарата омбудсмена Гульзины Бообековой, был случай, когда директор школы и глава попечительского совета являлись супругами.
Периодически поступают анонимные жалобы на школы и родительские фонды. Об одной из проверок рассказал Акылбек Ахматов — старшее уполномоченное лицо органов дознания Управления Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (Финпол) по Бишкеку.
"Поступила жалоба от жительницы жилмассива "Арча-Бешик". Она заявила, что учителя и директор растрачивают деньги родителей, и просто облила их грязью. Но оказалось, что это неправда. При встрече родители не дали директору даже слова сказать и объяснили, что они сами выбирают, как тратить деньги, а в их фонде есть бухгалтер. Тогда я решил найти заявительницу, но обращение оказалось анонимным", — рассказал сотрудник Финпола.
Участники дискуссии пришли к выводу, что вопрос рациональности использования средств попечительских фондов зависит исключительно от родителей.
Член попечительского фонда одного учебного заведения Асель Эрмекова сообщила, что преподаватели, которые увольняются оттуда, устраиваются на работу в новую школу "Газпрома".
"Туда ушли очень хорошие учителя, в основном из начальной школы. Первая причина — высокая оплата труда. Вторая — загруженность. Они сказали мне, что им легче учить 20 детей и получать большую зарплату, чем заниматься с 49 учениками и выслушивать недовольство родителей, отвечая всю ночь на звонки вроде: "Мой сын потерял шапку". В основном учителя отказываются от классного руководства. Если один из 40 учеников вечером с кем-то подрался, отвечать за это почему-то придется учителю. Родители виноваты в последнюю очередь", — сказала глава родительского фонда.
Президент ассоциации "Союз образовательных учреждений" Гаиша Ибрагимова отметила, что на педагогов и директоров школ оказывается сильное давление со стороны контролирующих организаций — от районных до прокуратуры.
"Если мы не даем директорам, учителям признания и уважения, если они несвободны, постоянно выполняют чьи-то указания, можно ли ожидать от них хороших результатов? Униженный человек будет воспитывать униженного, достойный воспитает достойного", — подчеркнула Ибрагимова.
Журналист Нурзат Усебаев, воспитывающий двоих школьников, тоже признал, что на учителей оказывают давление, причем часто это делают родители. По его словам, из-за этого в образовательных учреждениях сильная текучесть кадров.
Ответ управления образования
Замначальника Управления образования мэрии Бишкека Наталья Никифорова заявила, что говорить о массовом увольнении учителей пока преждевременно. По ее словам, у управления нет данных о числе увольняющихся педагогов, так как учебный год еще не закончился.