Автор блога Crimson Alter — для РИА Новости
"Адские санкции" возвращаются в информационное поле и законодательную повестку США. Под ударом сенаторов и конгрессменов — рубль, государственные облигации России, нефтяные компании и газопроводы. В качестве "бонуса" в США могут официально объявить, что Россия является "страной — спонсором терроризма" со всеми вытекающими санкционными последствиями.
Из-за того, что в американском парламенте находятся на разных стадиях рассмотрения несколько санкционных инициатив, направленных против нашей страны, иногда сложно уследить за тем, какие сегменты российской экономики и финансового сектора могут оказаться под давлением. Если посмотреть на весь санкционный ландшафт с высоты птичьего полета, то можно выделить три пакета антироссийских мер. Первый предполагает косвенные санкции против "Северного потока — 2", и он, по сообщению американских СМИ, был включен в военный бюджет Штатов на 2020 год, который прошел голосование в конгрессе в среду. Американские законодатели постеснялись вводить санкции против покупателей российского газа или конкретно против "Газпрома", но решили ударить по европейским компаниям, чьи уникальные корабли-трубоукладчики сейчас занимаются прокладкой "Северного потока — 2" у берегов Дании. Расчет идет на то, что угроза блокирования их долларовых операций и возможности работы с США или американскими компаниями заставит их выйти из проекта, принудив тем самым "Газпром" к полному сохранению газового транзита через Украину и на выгодных для Украины условиях.
Второй санкционный пакет — это тоже удар по "Северному потоку — 2", но уже в более прямом варианте. Если и этот законопроект пройдет голосования в конгрессе и сенате, а потом будет подписан Трампом, под санкции попадут так называемые "спонсоры" российского газопровода — то есть европейские компании, которые финансируют его строительство. В эффективности этих мер есть большие сомнения в силу того, что газопровод уже почти закончен, а все необходимое финансирование привлечено.
Более того, когда аналогичный проект рассматривался сенатом США в 2017 году, официальный Берлин не просто осудил его, но и угрожал "ответными мерами". Агентство Reuters сообщало: "Германия пригрозила принять ответные меры против Соединенных Штатов, если новые санкции против России, предложенные сенатом США, приведут к наказанию немецких фирм. <...> Министр экономики Германии Бриджит Циприс заявила, что Берлину придется подумать о контрмерах, если Трамп поддержит план".
Нет оснований полагать, что позиция немецких властей изменилась.
Нельзя не отметить, что, с точки зрения американских законодателей, все вышеперечисленные меры — это, оказывается, самозащита от России. Перефразируя известную шутку "Россия угрожает НАТО, все больше приближая свою территорию к ее базам", можно сказать, что конгрессмены и сенаторы искренне воспринимают любое нефтяное месторождение, которое не принадлежит США, как личное оскорбление, нарушение вселенской справедливости и угрозу национальной безопасности. Использование против России тех же методов, какими США привыкли решать "нефтяные проблемы" в других странах (например, в Сирии), невозможно из-за российской армии, флота и ядерной триады. Вот и приходится сенаторам и конгрессменам искать обходные пути в виде санкций.
Впрочем, наиболее острые эмоции у американских политиков и экспертного сообщества вызывают санкции не против нефтяного сектора России, а против российского госдолга. Сторонники этих "адских санкций" надеются, что запрет на операции с российскими государственными облигациями вызовет падение спроса на рубль на валютном рынке, а последствия этого давления на валютный рынок приведет к ослаблению курса российской валюты.
Это не значит, что "адские санкции" не окажут никакого воздействия на российские финансовый и валютный рынки. Эффект будет. Но ожидания американцев в плане погружения России в экономический ад явно не оправдаются. Более того, идея "адских санкций" старая. Она очень нравится одной конкретной категории сенаторов и конгрессменов, а конкретно — тем русофобам, которые ничего не понимают в финансах.
Министр финансов США Стивен Мнучин не из тех. Он тоже не любит Россию, но он финансист и вот уже два года не пользуется своим санкционным правом и активно мешает парламентариям принимать законы, которые могли бы ввести такие санкции принудительно. Стоит напомнить, что в ответ на одну из прошлых попыток ввести "адские санкции" Мнучин написал конгрессменам и сенаторам письмо, в котором объяснил свою позицию.
Его аргументы будут звучать очень неприятно для тех, кто до сих пор считает, что Штаты могут действовать безнаказанно и что отсутствие финансовых санкций против России — исключительно вопрос мифического американского милосердия. На самом деле это результат наличия у некоторых чиновников администрации Трампа реальных знаний и инстинкта самосохранения: "Из-за того, что экономика России имеет обширные связи реального и финансового секторов с глобальным бизнесом и инвесторами, последствия санкций не будут ограничиваться российскими властями и бизнесом. В частности, расширение санкций может препятствовать конкурентоспособности крупных американских (фондов и банков. — Прим. ред.), управляющих активами, и потенциально может иметь негативные побочные эффекты на мировых финансовых рынках и для финансовых компаний, хотя конкурентные искажения могут быть частично смягчены, если ЕС введет аналогичные санкции. Расширение санкций США на сделки с новым российским суверенным долгом без соответствующих мер ЕС и других партнеров США могут подорвать усилия по сохранению единства санкций в отношении России. Учитывая масштаб российской экономики, ее взаимосвязанность и распространенность на мировых рынках активов, а также вероятное чрезмерное соблюдение глобальными фирмами санкций США, масштабы и размах последствий расширения санкций для суверенного долга и деривативов неясны, и эффекты могут быть опасны как для Российской Федерации, так и для американских инвесторов и компаний".
Возможно, "адские санкции" и весь набор мер против "Северного потока — 2" действительно будут введены. Однако даже американские чиновники обоснованно сомневаются в их эффективности. Не зря вот уже пять лет наиболее одиозные предложения такого рода застревают в кулуарах конгресса и сената или ложатся под сукно в администрации президента.
Но если американские законодатели все-таки решат навредить американскому финансовому сектору и придать дополнительный импульс процессу освобождения Евросоюза от чрезмерной американской опеки в сфере финансов и энергетики, то из-за этого явно не стоит переживать.