В Бишкеке прошли лекции на тему "Лидерство — страсть XX века?" сотрудника парижской Высшей школы социальных наук, эксперта в сфере государственного управления, истории и природы власти Ива Коэна. Корреспондент Sputnik Кыргызстан побеседовал со специалистом, который считает, что авторитаризм в мире постепенно сменяет групповая форма управления государством.
— В чем основной посыл ваших лекций?
— Я исследовал формы правления в XX веке и пришел к выводу, что практически все государства в большей мере имели систему госуправления, при которой власть была сосредоточена в руках одного человека. Везде люди нуждались в лидере нации, вожде, поэтому такая форма власти была оправдана и даже необходима. Исключение составляли лишь те политики, которые предлагали идеи анархизма.
К слову, подобный вид самоорганизации захватывает все сферы жизни. Вертикаль власти ломается, ей на смену приходит горизонтальное правление.
Ранее мой соотечественник Пьер Кластр в своей книге "Общество против государства" сделал вывод: сегодня действия народа, людских масс зачастую направлены на то, чтобы помешать "формированию" в своих странах одного лидера. По словам Кластра, изучая жизнь коренных народов Амазонии и историю древних государств этого региона, он обнаружил интересную особенность — люди выбирали руководителя только для выполнения им определенных функций. После достижения поставленных целей правитель становился обычным членом общества. Таким образом, современное человечество просто возвращается к древним формам правления.
— Кыргызстанцы дважды свергали авторитарный режим. После второй революции роль парламента возросла, но фактически государством все еще "рулит" президент. Хотя влияние гражданского общества увеличивается...
— Мы видим, что в мире проводятся эксперименты с формами демократии, появляются интеграционные объединения. Даже обычные люди склонны объединяться. К примеру, в Турции христиане и мусульмане собираются на площади, чтобы провести общую молитву. То есть разные категории общества пытаются наладить связь. Надо понимать, что общество пришло к этому не через философские размышления и не в результате каких-то исследований, а просто пытаясь исправить ошибки прошлого.
Думаю, и в Кыргызстане происходят похожие процессы. Кстати, если вспомнить историю, можно убедиться, что у кыргызов есть свой политический феномен — народная демократия. Одной из ее форм является совет аксакалов.
— Может, институт лидеров уходит в прошлое из-за нежелания отдельных людей брать на себя ответственность?
— Возможно. Сегодня массы придумывают новые формы взаимодействия, при которых каждый человек имеет свой вид и уровень ответственности.
— Большинство кыргызстанцев активно интересуются политической ситуацией в стране, а вот в Европе люди более аполитичны. Почему?
— Знаете, раньше некоторые дети на вопрос "Кем ты хочешь стать?" отвечали: "Президентом". Сегодня это уже непопулярный ответ.
— Действительно, некоторое время назад во всех звеньях системы управления требовался лидер — глава государства, глава семьи и так далее. При этом были очень популярны книги с названиями типа "Как стать лидером". Сегодня же люди больше интересуются не властью, а способами влияния — эти понятия сильно различаются. Похоже, настает время, когда индивиды самовыражаются не через власть и лидерство, а через взаимодействие с другими людьми.