Информация, что кыргызстанские хирурги создали необычный биопротез, появилась еще в прошлом году, но быстро позабылась, так как подтверждения от авторов изобретения не было. Создатель и главный вдохновитель долго отказывался от интервью, считая, что не может рассказать о биопротезе, пока не завершит работу. И вот этот момент наступил — Sputnik Кыргызстан побеседовал с микрохирургом Султаном Тукешовым и узнал все подробности. Оказалось, что он не только работает над биопротезом, но и пересаживает волосы с головы на место отсутствующих бровей.
— В мире очень много протезов, которые помогают людям, потерявшим руки или ноги, адаптироваться к обычной жизни. В чем уникальность вашего?
— Самое главное отличие нашего проекта от аналогов в том, что он управляется силой мысли. При этом у биопротеза есть масса и других достоинств — он легкий и очень удобен в использовании, даже детьми.
Особенностью являются и то, что по мере взросления не надо будет менять весь протез. Увеличить или уменьшить нужно только место крепления выше запястья. То есть наш протез дает человеку возможность использовать его практически всю жизнь.
Есть и еще одна особенность — он заряжается как обычный смартфон. Это удобно, например, в поездках — подключил пауэрбанк, и протез снова в действии.
— А как вам удалось заставить двигаться протез силой мысли?
— Принцип действия прост и основан на передаче сигналов мозга механизмам с помощью электромиографов. Это сенсоры, которые улавливают сокращения мышц и дают команды, чтобы протез двигался так, как хочет человек. Конечно, обработка сигналов занимает время — команды от мозга попадают в протез в течение полсекунды. Это медленнее, чем в обычной руке, но результат все равно неплохой.
Любое новшество требует долгих испытаний, и мы также искали тех, кто согласился бы участвовать в работе. Испытания протеза мы проводили с 12-летней Алией, которая пришла к нам с мамой. В итоге после всех усовершенствований Алия с удовольствием пользуется нашим биопротезом. Получается, что только силой мысли она вернулась к нормальной жизни.
— Что можно делать с таким протезом?
— Наша разработка позволяет брать предметы, держать их и перемещать, при этом вес предметов может достигать 10 килограммов. С помощью нашего протеза можно спокойно водить машину и производить большинство действий, о которых мы, обычные люди, даже не задумываемся.
По внешнему виду протеза тоже пока нет единого мнения. Некоторые клиенты хотят, чтобы он выглядел как настоящая человеческая рука, а некоторым нравится особенный внешний вид. Наверное, у нас будет два дизайна биопротеза.
— Как восприняли новинку коллеги?
— Нашей работой очень заинтересовались медики из Японии, России и особенно коллеги из Южной Кореи. Некоторые хотят узнать о компоновке и об устройстве механизмов. Также поступали различные предложения, в том числе о дальнейшей совместной доработке протеза для выхода на мировой рынок. Проведя переговоры, мы выяснили что в случае совместной работы маркировка "Сделано в Кыргызстане" просто исчезнет из нашей разработки. Поэтому было принято решение отказаться от такого сотрудничества. Наша команда не хочет, чтобы протез выпускался от имени других стран.
— А сколько человек работают над протезом?
— Нас всего шестеро. Команда состоит из лучших отечественных программистов и врачей. Основными целями разработки были качество, долговечность и удобство изделия. И я с гордостью могу сказать, что мы добились того, чего хотели. Кстати, все создавалось на свои средства.
— А заказы уже есть?
— Конечно. По интернету люди из ближнего и дальнего зарубежья связываются с нами, консультируются. Кстати, у наших заказчиков есть возможность обменять протез, если мы создадим новые модели.
— Многие вас знают не только как микро-, но и как пластического хирурга, который использует свой метод при блефаропластике (операции по изменению формы век и разреза глаз).
В работе мы учитываем строение лица, не делаем всем одинаковые складки век по шаблону. Есть особенности и в методике проведения операций. В итоге вид век приближен к естественному, швы быстрее заживают, а "срок годности" больше. Я обучил своему методу многих хирургов, и сейчас они стали профессионалами, работают на высоком уровне.
— Но и цена, наверное, заоблачная?
— Вовсе нет. Стоимость подобных операций в Кыргызстане варьируется от 250 до 500 долларов. Некоторые считают, что это дорого, а другие, наоборот, говорят, что это дешево, тут уже от клиента зависит. Но хочу сказать, что такая низкая цена не значит, что операции проводятся некачественно. В этом плане кыргызстанские хирурги впереди многих коллег из других стран.
— В обществе по-разному относятся к пластическим операциям, а религиозные люди так вообще считают их большим грехом.
— Вы правы. Мнения относительно пластического вмешательства разные. А по исламу запрещено без причины изменять свой внешний вид, у нашего муфтията есть фетва, запрещающая пластические операции без необходимости. К сожалению, при принятии такого решения не был приглашен ни один пластический хирург, то есть мнение второй стороны не было выслушано.
Между прочим, неправильно считать, что эта операция делается только для красоты. К сожалению, с возрастом верхние веки растягиваются, и большинство наших пациентов обращаются с просьбой исправить это. Иногда мужчины сами приводят жен или сестер к нам и просят сделать им операцию. Кстати, мы не делаем операции без согласия супругов. И в списке требований этот пункт обязателен.
— Вы ведь еще восстанавливаете брови, пересаживая волосы с головы?
— Всем известно, что есть возможность пересадить волосы с затылочной части. Мы занимаемся пересадкой волос и помогаем решить эстетические проблемы. Но между волосами на голове и бровями большая разница. Те, кто восстановил свои брови таким образом, время от времени должны стричь их и придавать форму. Это происходит потому, что донорский волос с головы продолжает расти, а не останавливает свой рост, как на настоящих бровях.
— Чего вы еще хотите добиться в своей работе?
— Наша основная цель — поднять кыргызстанскую медицину на мировой уровень и создать условия, чтобы соотечественники для проведения той или иной операции не выезжали за рубеж, а могли получить качественное и достойное лечение на родине.
А вообще, если каждый врач будет любить свою профессию, относиться к ней ответственно и с отдачей, думаю, можно достичь многого.