Акушер-гинеколог Эрбол Эсеналиев рассказал, каково молодому кыргызстанцу работать в роддоме. Он признался, что очень любит свою работу.
— Наверное, вы часто слышите шуточки: мол, знаем, зачем парню идти в гинекологию...
— Некоторые пытаются подколоть, но чаще люди относятся с большим уважением. Все-таки врач есть врач.
— А сами пациентки не смущаются из-за того, что вы мужчина?
— Иногда относятся предвзято, ведь среди них много глубоко верующих мусульманок. В большинстве случаев, чтобы я их осмотрел, нужно получить разрешение мужей. Но чаще относятся с пониманием. Ко мне и жены молдо приходили рожать, и ни один из них не препятствовал тому, чтобы я принял роды.
— У вас не было страха, что насмотритесь на работе всякого, а потом будут проблемы в личной жизни?
— Думаю, это страх незрелых людей, студентов, которые не до конца осознают серьезность профессии. Женщины приходят ко мне за помощью, а не для того, чтобы на них смотрели. Для меня они пациентки, а не женщины. Работа есть работа... при чем тут личная жизнь?
— Вы можете назвать себя брезгливым?
— Раньше я был таким, но работа меня изменила. Да, у меня хорошее обоняние, но я никогда не чувствую брезгливости к пациенткам. Что бы ни случилось во время родов, мы создаем все условия, чтобы ребенок появился на свет в чистоте.
Другой вопрос, что многие кыргызстанки пренебрегают личной гигиеной. Некоторые элементарно не знают, как за собой следить. Из-за этого возникают воспаления, что осложняет беременность и роды.
— Сейчас стали популярны партнерские роды. Скажите, для мужчин это очень травмирующий опыт?
— Речь необязательно о муже: может быть и мама роженицы, и свекровь... Если честно, мне жаль мужчин, которые присутствуют на родах. Они ведь привыкли защищать свою семью, а тут видят, как мучаются жены, и ничем не способны помочь. Можно только держать за руку и успокаивать.
— Какой случай вам запомнился больше всего?
— Обычно запоминаются самые сложные. Например, недавно поступила женщина с полным предлежанием плаценты. То есть плацента, которая питает ребенка, расположена так, что закрывает родовые пути. Конечно, в таком случае младенец не может родиться естественным способом и проводят кесарево сечение.
— Звучит совсем не страшно…
У той пациентки началось обильное кровотечение, это самое страшное осложнение. Обычно в таких случаях перед врачом стоит сложный выбор: ампутировать матку, чтобы спасти жизнь пациентки, или попытаться сохранить ее… Мы боролись несколько часов, чтобы сохранить женщине все органы. Недавно я видел ее: она здорова и счастлива, очень любит своего ребенка.
— Сколько женщин в день становятся мамами под вашим чутким присмотром?
— По-разному. Бывает, принимаем 5-7 младенцев в день, а однажды было аж 37 за сутки! Больше всего родов, как правило, приходится на весну. Оно и понятно, ведь свадьбы у нас любят проводить в начале осени.
— Вы первый человек, которого видят новорожденные...
— Да, я всегда с ними здороваюсь, разговариваю. Они нас слышат, и это невероятно приятный момент!
Обязательно почитайте историю врача Абдыракмана Дуйшобаева. Он единственный в Кыргызстане, кто проводит уникальные операции.