В прессе все чаще появляются сообщения о кыргызстанцах, попавших в ДТП на территории России или Казахстана. К сожалению, не обходится без жертв. Так, 8 декабря прошлого года на 76-м километре трассы Оренбург — Акбулак столкнулись минивэн и микроавтобус — погибли четыре кыргызстанца, трое пострадали. 14 января на автодороге Самара — Оренбург минивэн, в котором ехали граждане КР, столкнулся с двумя Mercedes-Benz Sprinter. Пострадали восемь человек — водитель грузовика (узбекистанец) и семь пассажиров Honda (все кыргызстанцы).
Sputnik Кыргызстан решил выяснить причины увеличения количества аварий с участием соотечественников. Своим мнением на этот счет поделились представители соответствующих ведомств и сами мигранты.
Дипломатический мониторинг
Пресс-секретарь посольства Кыргызстана в РФ Гульбарчын Байымбетова сообщила, что дипмиссия провела серьезный мониторинг ситуации с ДТП.
"Смертельные аварии, к сожалению, не редкость. Только в 2019 году через посольство на родину были отправлены тела девяти человек, погибших в ДТП. Мы выяснили, что очень часто аварии происходят в Оренбургской области: именно через нее проходит так называемый "мигрантский трафик" — маршрут, которым кыргызстанцы едут из Москвы в Бишкек. Оренбургская область является "сердцевиной" этого пути", — сказала Байымбетова.
Долгая дорога домой
Мигранты тоже связывают причины частых ДТП с "дорогой домой". Предприниматель Таалай Сарыбаев, который уже несколько лет сдает в аренду легковые автомобили в Москве, считает, что все дело в самих водителях.
"Выезжая из Москвы, кыргызстанцы, как правило, останавливаются в Самаре пообедать, а потом едут до Казахстана и только там останавливаются в гостиницах, чтобы выспаться. Речь идет о сутках за рулем!" — заявил он.
По словам бизнесмена, второй причиной аварий является погода, а третьей — самонадеянность водителей.
Поезд, самолет, такси — эволюция перевозок
Чынгыз Ысманов много лет работает таксистом в Москве. По его словам, в России находятся примерно два миллиона узбекистанцев и около полутора миллионов таджикистанцев.
"Кыргызстанцев тут чуть больше 600 тысяч человек, но если говорить о жителях Средней Азии, то баранку крутят в основном наши соотечественники. Они работают не только в таксопарках, но и в курьерской службе и в сервисах по доставке еды. Конечно, иногда они тоже нарушают Правила дорожного движения по незнанию или невнимательности. Хорошо, что ПДД в Кыргызстане и России практически одинаковы, но в Москве каждый год обновляют дорожные знаки, и к этому надо быть готовым", — подчеркнул Ысманов.
Он считает, что соотечественники часто попадают в ДТП по дороге на родину из-за особенностей транспортного сообщения между Москвой и Бишкеком.
"Раньше наши люди добирались в Москву и обратно поездом, но со временем цены на железнодорожные билеты сильно выросли. Именно поэтому появился новый сервис — "домой на машине", — объяснил таксист.
"При этом фактор экономии средств играет не последнюю роль. Таксисты берут с каждого пассажира 3-4 тысячи рублей, поэтому многие наши люди выезжают в Ош или Бишкек целыми семьями на своем авто. Можно даже предсказать, когда чаще всего происходят ДТП: с июня до конца сентября, то есть в период, когда самые дорогие билеты на самолет и поезд", — заявил Ысманов.
Чемодан. Вокзал. Бишкек
Такое же мнение выразила и Анаркуль, которая второй десяток лет работает в Москве кондитером. Она вспоминает, что раньше у мигрантов была устоявшаяся традиция — приезжать на Казанский вокзал, чтобы забрать посылку с гостинцами из Кыргызстана.
"Тогда поезда приезжали набитыми битком — люди выходили из вагонов со знаменитыми клетчатыми сумками, чемоданами и другим скарбом. Все это было словно вчера: родственники никогда не оставляли меня без гостинцев из Кара-Балты, и все надежды были связаны с поездом № 17. До Москвы, кстати, можно было добраться "зайцем" благодаря проводникам, с которыми кыргызстанцы дружили годами", — рассказала кондитер.
По ее словам, сегодня очень мало соотечественников добираются в Москву поездом.
Она уверяет, что сегодня железнодорожным транспортом мигранты пользуются лишь в том случае, если требуется перевезти габаритный груз, да и то нечасто.
Битва за дешевые билеты
Таким образом напрашивается вывод, что способствовать снижению смертности кыргызстанцев в ДТП могут низкие цены на железнодорожные и авиаперевозки.
Руководитель представительства Госслужбы по миграции КР в РФ Майрамбек Бейшенов рассказал о переговорах по вопросу снижения стоимости железнодорожных билетов.
"Мы полтора года вели переговоры с Министерством транспорта КР и руководством "Кыргыз темир жолу". Однако стоимость билетов на поезд в основном складывается из цен за проезд по территориям Казахстана и России. Доля отечественных железнодорожных путей маленькая — не больше 20 процентов, поэтому наши железнодорожники не могут самостоятельно снизить цены", — пояснил Бейшенов.
Он добавил, что сегодня переговоры ведут министерства транспорта всех трех государств и работа по снижению цен проходит уже на уровне межправкомиссии.
Сегодня Госслужба миграции проводит среди мигрантов информационно-разъяснительную работу с целью популяризации железнодорожных перевозок. Возможно, когда-нибудь и удастся восстановить былой спрос на них.