В рамках режима чрезвычайного положения, введенного в Казахстане, с 22 марта начал действовать запрет на вывоз с территории страны нескольких видов социально значимых продуктов, в частности, муки, сахара, гречки, подсолнечного масла и некоторых видов овощей.
Формулировка отданного распоряжения, как его изложил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, позволяет судить, что это ограничение пока на месяц, до окончания срока введенного ЧП. Однако не факт, что и то, и другое не будет продлено, если пандемия продолжится. При этом министр отметил, что "государство обеспечивает открытость границ для грузовых перевозок и сохранение экспортных поставок".
Такое решение вызвало тревогу у южных соседей Казахстана. Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан либо приобретают указанные виды товаров в РК, либо привозят транзитом, в том числе из России.
В Казахстане достаточно зерна
Чем вызвано это решение, вполне понятно — любое правительство обязано контролировать социально-экономическую ситуацию в стране. Но отметим, что Казахстан — республика, собирающая много зерна, она имела и имеет большой переходящий его запас. В 2019-м в стране собрали 19,3 миллиона тонн зерна, при этом к началу года запас прошлых лет составил 14,4 миллиона тонн.
Наличные ресурсы урожая и запаса — 33,7 миллиона тонн минус потребление 13,7 миллиона, получается остаток в 20 миллионов тонн. Из них около 8,5 миллиона тонн зерна Казахстан экспортирует, так что чистый остаток на начало 2020 года должен составлять 11,5 миллиона тонн. Это меньше, чем в прошлые годы, когда казахстанские аграрии дружно жаловались на переполненные элеваторы и склады, но все же очень значительный продовольственный ресурс.
При населении страны порядка 18,8 миллиона человек и среднедушевом потреблении в 2019 году в 120 килограммов хлебопродуктов на все нужды хватило бы около 3 миллионов тонн (при 75-процентном помоле). Наличного запаса на начало 2020-го хватает Казахстану почти на четыре года. Так что с точки зрения запасов проблем с хлебом в Казахстане нет.
Мука очень нужна южным соседям
Но проблема с хлебом существует у южных соседей РК. Кыргызстан в 2019 году импортировал 69,2 тысячи тонн муки. В декабре обсуждалось даже введение моратория на импорт. Республика импортировала в том же году 153 тысячи тонн зерна при собственном урожае в 1,8 миллиона тонн, в том числе 665,7 тысячи тонн пшеницы. Продовольственного зерна не хватает — потребление около 768 тысяч тонн, а необходимый импорт составляет 102,3 тысячи. Но в целом ситуация вовсе не катастрофическая.
Эти три республики покупают муку почти исключительно в Казахстане, и суммарный ввоз составляет 625 тысяч тонн, что равноценно 833 тысячам тонн зерна при 75-процентном помоле. Среднемесячный импорт составляет 52 тысячи тонн муки. Без него могут возникнуть серьезные продовольственные затруднения.
Казахстан — транзитный хаб поставок сахара
С сахаром ситуация несколько другая. Кыргызстан выращивает сахарную свеклу и потому имеет возможность покрыть свои потребности в сахаре. В 2019 году импорт этого продукта составил всего 1,3 тысяч тонн, тогда как экспорт — 19,3 тысячи.
Казахстан в прошлом году импортировал 390,5 тысячи тонн сахара (219,6 тысячи из России), Узбекистан — 114,6 тысячи тонн (из РФ — 96,5 тысячи), Таджикистан — 78,9 тысячи тонн (из России — 62,7 тысячи). Поставки сахара-рафинада почти целиком покрывались ввозом из России и Украины. Также есть ввоз сахара-сырца для внутренней переработки.
В принципе, Россия, которая в 2019 году вывезла 640 тысяч тонн сахара, в состоянии покрыть все потребности в рафинаде в странах Центральной Азии. Поэтому вопросы сахарных поставок лучше решать совместно с Москвой. Казахстан в этом случае выступает своего рода транзитным хабом, по которому сахар поступает в Узбекистан и Таджикистан. Этот момент обязательно нужно учитывать, чтобы не поставить соседей в затруднительное положение.
Целесообразно создать продовольственную комиссию ЕАЭС
Представляется, что Казахстану нужно не только заботиться о своем продовольственном рынке, но и бронировать определенные квоты на пшеницу и муку для соседних стран, а также обеспечивать надежный и бесперебойный транзит продовольственных грузов в южные республики Центральной Азии. Постановка этого вопроса в стиле "каждый за себя" ничего, кроме серьезных и трудноразрешимых проблем, создать не может.
Раз уж сложилась такая ситуация и не очень понятно, сколь долго она продлится, то целесообразно в рамках ЕАЭС создать общую продовольственную комиссию (с участием Узбекистана, зависимого от рынка организации) для совместного и взвешенного решения проблем.