Нам всегда твердили, что нужно больше времени проводить дома, с близкими. Мол, благодаря этому отношения в семье будут более гармоничными. Последние месяцы мы проводим в четырех стенах беспрецедентное количество времени, только ни к чему хорошему это не приводит. О сложностях семейной жизни в условиях карантина рассказал президент Кыргызской ассоциации психологов и психотерапевтов Михаил Мунькин.
— После карантина много людей в разных странах подали заявления о разводе. В кыргызстанских пабликах в соцсетях тоже появилось немало сообщений из серии: "Я только сейчас поняла, с каким чудовищем жила, и хочу развестись". Почему так?
— Мы вдруг четко осознали, что окружающий мир непредсказуем. До этого у нас была иллюзия, что все вокруг стабильно, и мы точно знаем, что будет завтра и послезавтра. Ситуация с коронавирусом показала всему человечеству, насколько хрупким было наше благополучие. Это создало высокий уровень тревоги, а данному чувству больше подвержены женщины. В них заложен бессознательный паттерн, которому не одна тысяча лет, что мужчина должен создать безопасный мир.
Что делать в случае войны или катастрофы, мужчина знает — он встает на защиту своей семьи, дома, отечества, отправляясь на битву. А сейчас враг какой-то странный, невидимый, непонятный. Нельзя же физически побить коронавирус.
Есть и экономические причины: сейчас во всем мире экономический кризис. Женщины переживают, а мужчины, по идее, должны как-то решать финансовые вопросы. Но поскольку у нас карантин, заработать многие физически не могут.
Все это создает богатую почву для конфликтов. Люди под гнетом напряжения начинают придираться к мелочам, замечать вещи, на которые раньше не обращали внимания. Например, когда-то тапочки, разбросанные по полу, оставались незамеченными, а теперь это повод выплеснуть раздражение.
— Получается, когда карантин снимут, все вернется на круги своя, и разводиться совсем не обязательно?
— Тут есть один нюанс — накопленная обида. Это законсервированная злость с реакцией отвержения, в итоге она может привести к разрыву отношений.
Когда обида долго копится, в какой-то момент в нашей голове происходит очень интересный психологический феномен, он называется "негативный рефрейминг". Если раньше мы смотрели на партнера сквозь розовые очки и любое его действие казалось нам классным и оригинальным, то теперь линзы стали черными, и все, что нам раньше нравилось, отныне раздражает.
К тому же за последние 50 лет очень сильно изменилась экономическая ситуация, теперь женщины могут выживать и зарабатывать самостоятельно. Всего век назад было так: если жене что-то не нравилось, она жила по принципу "Бог терпел и нам велел". Сохранение семьи было для нее важнее личного комфорта.
Теперь же дамы гораздо легче идут на разрыв отношений. Они понимают, что могут найти другого мужчину и, по крайней мере, с голоду не умрут, детей вырастят. Если мы посмотрим, кто подал на развод после карантина, то увидим, что в подавляющем большинстве случаев инициаторами расставания выступили женщины.
— Ну вот… Звучит так, будто женщины не должны получать образование и продвигаться по карьерной лестнице: дескать, семьи будут крепче.
— Погодите, одно дело — институт семьи, а другое — личное счастье, комфорт и любовь. Нам часто приводят в пример бабушек и дедушек, которые прожили вместе полвека, но давайте копнем чуть глубже, и выяснится, что многие такие семьи не распались просто потому, что поодиночке крайне трудно было выжить. Здесь речь вовсе не о счастье.
— Давайте поговорим о женщинах, которых избивают мужья, и они не имеют возможности убежать из-за карантина. Перефразирую скандальную фразу Регины Тодоренко: что должна сделать женщина, чтобы ее не били, если она физически не может скрыться от домашнего тирана?
— Непростой вопрос. Если мужчина садист и насильник, то, что бы жертва ни делала, он будет измываться над ней. Ему просто нравится причинять боль, это доставляет удовольствие. Тут уж его никак не изменишь.
Женщина, не увидев реакции мужа, лишь усиливает давление, так как в душе переживает, что он безразличен к ней. Это порождает у нее тревогу, что в свою очередь увеличивает агрессию. В конце концов мужчина взрывается, женщина понимает, что ему не все равно, и, как это ни парадоксально, успокаивается. А мужа-то уже понесло!.. В итоге конфликт усиливается. Некоторые мужчины не могут совладать со своими эмоциями и переходят к физическому "разруливанию" ситуации, потому что психологическую схватку они проиграли. Вот так часто бывает.
— Вроде ужасающих случаев насилия у нас много, а клинических психопатов, которым нравится причинять боль, — мало...
— Да, но тут нужно учитывать алкоголизацию. Спиртное — распространенный способ справиться со стрессом. Под воздействием алкоголя люди ведут себя более примитивно, приближаются к своему животному началу, а животные умеют решать конфликты только насилием.
— Вернемся к моему вопросу: женщина живет с тираном, он ее бьет, но из-за карантина она не может сбежать. В милицию она, допустим, обращаться не хочет — не верит, что ей помогут. Что надо сделать, чтобы не получить удар под дых и пережить карантин?
Но тут речь о временных мерах, чтобы пережить карантин. Для кардинальных мер потребуется серьезная психологическая помощь.
Обязательно почитайте мнение психолога Евгении Ким о том, что творилось в головах бишкекчан из-за коронавируса.