Когда по всему миру прокатился коронавирус, первой мыслью владельца туристической компании Сергея Глуховерова было уволить всех сотрудников. Казалось очевидным, что пандемия убьет туризм. "Рука не поднялась", — признался бизнесмен. Вместо массового увольнения он продал два внедорожника, принадлежавших компании, чтобы выплатить людям зарплату.
Мы решили побеседовать с необычным бизнесменом.
— Расскажите о себе.
Как-то ночью мы возвращались с дискотеки на такси. Тогда я учился в 11-м классе. Водителем был мужчина в возрасте, он ездил на очень "уставшей" машине и сам внешне был неприглядным. Этот мужчина стал нас расхваливать, мол, вы такие молодцы и надо тусоваться, пока молодые.
"Когда я был таким, как вы, тоже отрывался по полной: дискотеки, алкоголь! Зато теперь есть, что вспомнить!" — хвастался он. После такой речи я полностью протрезвел. Пришло понимание: пока молодой, надо работать изо всех сил, чтобы потом по ночам не пришлось развозить нетрезвых парней.
Это была моя последняя вечеринка с друзьями. После того как отрезало: никаких клубов, никаких развлечений. Я даже от телевизора на год отказался.
— Как вы поняли, что хотите заниматься туризмом?
— Моя старшая сестра пошла работать переводчиком с туристами. Она просто ездила с иностранцами, показывала им Кыргызстан, путешествовала — и получала за это неплохие по тем меркам деньги, плюс чаевые.
Причем это не те чаевые, которые оставляют кыргызстанцы в кафе. За трехдневную поездку могли оставить и 50, и 150 долларов. Плюс зарплата: в те годы платили 8-12 долларов в день, а сейчас оплата гида доходит до 50 долларов ежедневно.
Я вам один случай расскажу: однажды девушка-гид организовала хороший тур для пожилой пары из Рио-де-Жанейро. Им так понравилась экскурсия, что они пригласили ее на карнавал! Бабушка с дедушкой сами оплатили ей билеты в Бразилию — вот такой подарок сделали.
— Что стало самым сложным в работе гида?
— Мне нужно было экстренно выучить английский. Тогда мой английский был на нулевом уровне, учитель ставил мне тройку только за красивые глаза: иностранные языки даются мне очень тяжело.
К моему большому удивлению, через год мне удалось поступить в Кыргызско-Российский Славянский университет на переводчика. Потом я прошел курсы гидов, смог уехать в Америку и краем глаза посмотреть, как делается туризм за рубежом.
Там мне понравились кое-какие фишки, которые можно применить в Кыргызстане. Вернувшись, я предложил их нашим турфирмам, но они ничего не хотели менять: природа же и так красивая, зачем еще что-то делать? Так мы с другом решили открыть свой бизнес.
— А какие фишки вы привнесли в туристическую отрасль страны?
— К примеру, у аэропорта туристов всегда встречает гид-переводчик с теплыми боорсоками. Потом гость садится в машину, и там его ожидает музыкальное меню — это тоже наша фишка. Он может выбрать что-то из семи видов музыки: кыргызскую национальную, кыргызскую современную, рок, хип-хоп, поп, классику, хиты 80-х.
Мы также распечатываем для туриста англо-кыргызский разговорник, чтобы он мог сам поговорить с местными жителями. Все это — и боорсоки, и музыка, и распечатанный листок — стоит копейки, но эффект для туристов очень приятный. Представьте сами: человек приехал в Кыргызстан, а тут такой сервис, который он в Европе не получал.
— Вы ведь построили в горах, в своем юрточном городке, невероятно шикарный туалет. Зачем? Кто вообще думает о красоте туалетов?
— Так думают все, кто не работал с туристами. В основном в Кыргызстан приезжают пожилые люди, которые уже объездили весь мир. Они просто смотрят на карте: "Так, где я еще не был? Ага, Кыргызстан, новенькая страна". Им в силу возраста тяжело сесть на корточки в узком туалете, где задувает ветер и нехорошо пахнет.
Из-за отсутствия туалетов нам приходится отказываться от хороших маршрутов, потому что многие иностранцы останавливаются только там, где есть отели.
По нужде иногда приходится ходить в поле. Раньше туристов было меньше и вопрос решался легко, а сейчас — бус за бусом, они останавливаются, люди ходят в поле, за елки, и это видят другие туристы.
Естественно, отношение к стране, престиж резко портятся. Да и фермеры жалуются: "Почему люди ходят в туалет на мое поле?! Я же тут руками работаю, а вы что вытворяете!". Так что количество туристов увеличивается, а вопрос с туалетами не решается.
На самом деле мы не собирались строить какой-то особый туалет в юрточном городке на Сон-Куле, просто хотели поставить аккуратные унитазы, и все. Мы как раз сидели с друзьями, когда кто-то предложил: "А давайте туда еще магнитофон поставим колонками внутрь!". Сначала все посмеялись, а потом задумались: магнитофон же дешево стоит, почему бы не поставить?
Потом решили установить там навесные потолки, сенсорные краны, подсветку за унитазом. Ну а что, прикольно же! В итоге там вип-туалеты и душ, которых нет во многих пятизвездочных отелях. Этой осенью мы взяли первое место как лучший юрточный городок.
— Дорого вам обошлось это удовольствие?
— Очень! Тем более мы поставили там очистные сооружения, чтобы все это не уходило в землю, и теперь ассенизаторам приходится ехать далеко в горы, чтобы выкачать отходы.
— А как сами туристы отреагировали на такую уборную?
— О, это очень смешно! Я видел, как мужчина из группы туристов, которые объехали весь мир, первый раз зашел в туалет и потом выбежал обратно к своей группе, крича на иврите: "За мной, за мной! Возьмите телефоны с собой!".
Вообще, сам юрточный городок очень интересный: там есть зона отдыха, столики для влюбленных с видом на закат, деревянные полы и умывальники в юртах. Для каждого гостя предусмотрены шампанское с фужерами.
— Насколько я знаю, вы привезли в Кыргызстан первую прозрачную лодку.
— Да, мы увидели ее в Сети и подумали: а чем Кыргызстан хуже?! Заказали ее по интернету, она обошлась в 800 долларов с доставкой.
Теперь туристы могут плавать по озеру Сон-Куль средь гор в прозрачной лодке с прозрачными сиденьями и любоваться кристально чистой водой.
— Для меня самая большая проблема в путешествиях по Кыргызстану — это безопасность. Например, на Иссык-Куле вечером нельзя выходить за территорию пансионата, а то можно и без телефона остаться.
— На самом деле туристам в Кыргызстане относительно безопасно. Даже те люди, которые орудуют на Иссык-Куле, не трогают иностранцев из дальнего зарубежья, потому что те сразу обратятся в милицию, посольство. Государство уделяет туристам особое внимание, у нас это священная корова.
При этом люди в горах намного гостеприимнее, чем в городах. Иностранцы постоянно с восторгом рассказывают, как их угощали в юртах.
— Каким был ваш самый большой бизнес-провал?
— Мы открыли сервис по аренде машин для туристов. Чтобы привлечь людей, поставили баннеры в центре Бишкека, стоили они очень дорого. Однако оказалось, что баннеры совсем неэффективны, звонков от клиентов было очень мало.
Тогда мы решили, что за те же деньги можно купить и оттюнинговать ретро-автомобиль и уже туда повесить рекламу. Такую машину искали очень долго: по дворам, по поселкам, а потом нашли старый убитый "газик".
Но, к сожалению, этот опыт относится к теме провалов. Мы сдавали в аренду внедорожники, чтобы можно было ездить по горам. Так как иностранцы приезжают в страну только 4 месяца в году, решили в остальное время сдавать наши автомобили кыргызстанцам.
За одну только зиму наши арендованные джипы пытались украсть восемь раз! Кто-то собирался отдать машину за долги, выдав за свою, кто-то хотел разобрать на запчасти, кто-то — перепродать. Мы посчитали, что нам дешевле не работать по Бишкеку: если бы не удалось вернуть хотя бы один автомобиль, потеряли бы все, что заработали. Из-за этого бизнес пришлось законсервировать.
— Легко ли привлекать иностранцев в Кыргызстан?
— И сейчас, и когда мы только начинали, главными туроператорами Центральной Азии были узбекские компании. Они еще в советские времена организовывали туры для европейцев, в то время как Кыргызстан был закрыт для них из-за общей границы с Китаем.
С тех пор многие европейские компании заказывают туры в Кыргызстан или Таджикистан через Узбекистан. Из-за этого нам пришлось летать в Ташкент и Самарканд и ножками, как говорится, заходить в каждый офис. Вот так постепенно мы нарабатывали базу.
— Туризм — это одна из наиболее пострадавших из-за коронавируса сфер. Как вы переживаете кризис?
— Первым порывом было сократить штат, но у нас очень сплоченная команда, а две девушки на тот момент и вовсе были беременны. Рука не поднялась просто взять и всех уволить.
Через неделю после карантина мы продали два наших джипа и полностью выплатили зарплату. Потеряли сто процентов от всех наших доходов. Я даже не подсчитывал сумму убытков, чтобы плохо не стало. Надеемся, что туризм оживет хотя бы в июле-августе, чтобы мы смогли хоть немного заработать на зиму.
Мы хотим, чтобы компании-конкуренты делали то же самое, что и мы. Некоторые нас не поняли, мол, зачем раскрывать все карты. Однако у меня есть мечта. Представьте себе, что в аэропорт "Манас" прилетают 50 туристов, их встречают 12 гидов — парни и девушки в национальных жилетах или с войлочными сумками. Они держат красивые заламинированные таблички с именами клиентов. Потом их встречают водители бусов с боорсоками.
Тогда молва о Кыргызстане пойдет гораздо шире, приедет больше туристов, и мы уже не будем конкурентами, а начнем звонить друг другу: "Давай, спасай, у меня гидов не хватает, туристы все едут и едут!".
— Как коронавирус изменил этот вид бизнеса?
— Многие государства уже запустили специальные акции, чтобы привлечь туристов, например, некоторые пообещали покрыть все расходы, если кто-то заболеет коронавирусом. То есть вам оплатят авиабилет и лечение в этой стране.
В таких условиях Кыргызстану сложнее найти клиентов. Я надеюсь, наши люди задумаются над тем, чтобы сделать сервис уникальным.
Обязательно почитайте этот красочный материал о том, как можно отдохнуть в Кыргызстане.