В Кыргызстане зарегистрировано 453 айыльных аймака (сельских округа), в которых проживают более 4 миллионов жителей Кыргызстана — более 67 процентов населения страны.
С тех пор как я окончил школу, в родном селе не был ни разу так долго, как во время карантина. Раньше я бывал на малой родине лишь наездами по несколько дней и не задерживался в отчем доме, торопясь в столицу сперва на учебу, а потом и на работу. COVID-19 заставил меня прочувствовать, чем сегодня живут в одном из сел Иссык-Кульской области. Впрочем, жизнь в селах везде похожа.
После этих незатейливых бесед я стал понимать, что дела в регионах далеко не так блестящи, как их описывают в отчетах правительства или рапортах губернаторов и министров. То, о чем я расскажу, — далеко не полный список проблем, которые всерьез беспокоят сельчан. Эта статья адресована всем власть имущим, кто когда-то покинул родные села и перебрался в столицу, тем, кто с высоких трибун обещал решать проблемы сельских жителей.
Одна из важнейших проблем — водная. Нонсенс, но люди, живущие практически у воды, не могут ежедневно пить чистую воду, и этот вопрос до сих пор актуален во многих местах.
Достаток большинства семей так или иначе связан с количеством дойных коров на подворье. На деньги от продажи молока покупают продукты, ГСМ и даже одежду для детей. Особенно важен такой заработок для тех, кто не имеет постоянного дохода и работы. Есть среди сельчан и те, кто имеет сельскохозяйственную технику, — сейчас они зарабатывают тем, что пашут землю, а осенью будут собирать урожай и готовить почву к зиме. Довольно часто можно встретить и тех, кто на стареньких колымагах занимается извозом людей или грузов. Чабаны, у которых немного скота, летом выезжают на джайлоо и пасут до глубокой осени свой и чужой скот за небольшую плату. Те же, у кого нет ни машины, ни скота, нанимаются работать на полях, фермах или шабашниками на стройку. Малых производств или перерабатывающих предприятий очень мало, в некоторых местах их практически нет, а открытие новых на селе не предвидится или этот процесс настолько затянут, что надежд уже не осталось.
Фермеры, сеющие на полях ячмень, пшеницу, картофель или овощи, очень нуждаются в советах хороших агрономов. По оценкам экспертов, 80 процентов всех нынешних фермеров — это бывшие или еще работающие представители бюджетной сферы (учителя, медики, милиционеры и другие), которые, устав от мытарств и низкой зарплаты, чтобы не протянуть ноги, решили жить, как говорится, с земли. То есть большая их часть раньше всерьез не сталкивались с сельским хозяйством и попросту не знают, как его вести.
Каждый новоявленный фермер пытается узнать, какие удобрения и когда надо использовать, как пропалывать землю и ухаживать за фруктовыми садами, как избавляться от сорняков, и ищет ответы на множество других вопросов. От урожая зависит очень многое, а из-за того, что в регионах нет образованных специалистов, сельчане, по сути, экспериментируют по принципу "кто во что горазд" — один где-то что-то услышал, другому что-то посоветовал родственник из другого села. У многих из-за неправильно использованных импортных химических удобрений земля попросту стала бесплодной.
Тем, кто с весны до осени трудится на полях, просто некому рассказать, что получить дешевые и, главное, безопасные удобрения можно из навоза животных, растительности и листьев деревьев. Я так и не встретил человека, который смог бы объяснить людям, что такое залежные земли (пашня, не обрабатываемая длительный период — от 2-8 до 20–25 лет и более) или как правильно оставлять землю под пар (вспаханное, но незасеянное поле, оставленное на год "отдыхать"). Нет и тех, кто смог бы рассказать, какие культуры приносят хороший доход именно в их регионе, как их сажать и ухаживать за ними. То есть фермеры методом проб и ошибок приходят к выводам, давно уже известным агрономам. А нужна всего-то малость — опытный агроном на один район.
Не менее плачевная ситуация и в животноводстве. Тем, кто выращивает скот, позарез нужны ветеринары. Специалисты, которых готовили в советское время, уже довольно пожилые и не в силах мотаться по районам, а молодых профессионалов в селах днем с огнем не сыщешь. Вот и приходится тем, у кого захворал скот, вести его не к ветеринару, а к различным знахарям. В итоге люди попросту теряют животное, которое кормили и поили не один год. Они вкладывали в него душу и средства, надеясь продать или забить на мясо, чтобы оплатить учебу детям или решить другие вопросы. И опять решение проблемы совсем простое — нужно лишь направить специалиста и обеспечить ему достойные условия. А результаты не заставят себя долго ждать.
Что говорить об узких специалистах, если в селе почти не осталось людей с высшим образованием, которые способны заменить специалистов пенсионного возраста в конторах и других организациях. В столице то и дело слышишь о кризисе власти из-за того, что в исполнительных органах не осталось толковых сотрудников. Но ровно такое же положение сложилось и в селах.
Парадоксальная ситуация — народ неимоверными усилиями добивается увольнения проворовавшихся руководителей, но органы местной власти из-за отсутствия кадров не могут найти на их место других специалистов и вынуждены снова сажать коррупционеров на прежние места. В маленьких селах такие кадры превратились в касту несменяемых. При этом некоторые, пользуясь ситуацией, так обнаглели, что уже пугают людей тем, что "уйдут" и тогда вообще некому будет работать. Проще говоря, простые сельчане надеются на лучшее, а пока живут тем, что бог пошлет.
Отсюда вывод — население в регионах нуждается не в гуманитарной помощи, а в людях с хорошими организаторскими способностями, в высокообразованных и опытных специалистах, которые хотят работать и приносить пользу малой родине. То есть решение очевидно, стоит только захотеть. Но слышат ли сегодня голос сельчан?