БИШКЕК, 16 июл — Sputnik. На базе медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ) действует call-центр, куда кыргызстанцы могут обращаться за консультацией по вопросам COVID-19 и ОРВИ. Об этом сообщается на официальном сайте вуза.
Звонки принимают студенты старших курсов и несколько ординаторов, которые прошли дистанционное обучение и изучили протоколы лечения от коронавирусной инфекции, отметил на своей странице в Facebook декан медицинского факультета КРСУ Анэс Зарифьян.
"Немало наших педагогов и ординаторов включились в борьбу с пандемией. Кроме того, удалось реализовать идею создания факультетского call-центра. Наша заведующая кафедрой инфекционных болезней, доцент Елена Анатольевна Радченко нашла 18 желающих поучаствовать в этом проекте", — сообщил он.
Зарифьян добавил, что при каждом сложном случае последнее слово остается за кандидатом медицинских наук Радченко. Елена Анатольевна рассказала корреспонденту Sputnik, как запускался call-центр.
"Когда в Кыргызстане сняли ограничения, начался резкий рост заболеваемости COVID-19. Именно в этот период началась паника: люди не могли получить консультацию врача из-за большой нагрузки на систему здравоохранения", — говорит она.
Из-за отсутствия компетентной медпомощи, основанной на утвержденных протоколах, ситуация обострялась даже в тех случаях, когда болезнь можно было перенести с меньшими последствиями, продолжает Радченко.
В КРСУ прошел виртуальный выпускной медицинского факультета — видео
Студенты университета хотели помочь кыргызстанцам, в том числе через телефонные консультации. Сначала инициаторы проекта обратились в call-центр скорой помощи, на который сейчас легла большая нагрузка, однако технически переключить линии на телефоны студентов оказалось невозможно, отмечает Елена Анатольевна.
"Далее мы связались с руководителем call-центра по номеру 118, но на тот момент их команда была полностью укомплектована. Тем более на этой линии в основном работают врачи и клинические ординаторы, в том числе выпускники КРСУ. Тогда мы решили создать свой факультетский call-центр, чтобы наши старшекурсники и ординаторы, которые не могут войти в "красную" зону по определенным причинам, могли оказать кыргызстанцам посильную помощь", — делится она.
Как дозвониться в дневные стационары Бишкека — новые номера
Всего в команде call-центра около 20 человек, объясняет студентка 5-го курса медфака КРСУ Светлана Гусева. Она родилась в семье медиков, поэтому с детства мечтала помогать людям.
"Люди обращаются в любое время, будь то три ночи или семь утра. Это говорит о том, что в нашей работе действительно есть необходимость. Чаще всего звонят по поводу затянувшейся простуды, при этом имеются симптомы коронавируса. Однако нередко люди ищут консультации и по другим вопросам: недавно обратился человек с подозрением на острый живот, так что наш профиль оказался чуть шире, чем COVID и ОРВИ", — делится девушка.
Службу "118" расширили — список круглосуточных номеров ЦСМ Бишкека
Она подчеркивает, что в call-центре не выписывают лекарства, только консультируют и дают рекомендации.
"Мы подсказываем, как снизить температуру, избавиться от боли в горле, нужна ли госпитализация или КТ, но не назначаем серьезные препараты, например, те же антикоагулянты", — объясняет Гусева.
На одну консультацию в среднем уходит 20 минут, рассказывает ее коллега по call-центру Алтынай Адинаева.
"В день пока поступает 10-15 обращений по разным вопросам, не считая друзей, знакомых и родственников. Например, у врача не было времени объяснить рецепт, люди интересуется, как принимать то или иное лекарство. Первое время мы звонили руководителю по мелочам, сейчас же набрались опыта и действуем увереннее", — говорит она.
Сердце замирает! Как простые кыргызстанцы помогают стране в пандемию
Рахимжон уулу Мунарбек окончил 5-й курс медфака, сейчас работает в "скорой". Он не понаслышке знает, с какой нагрузкой столкнулась служба.
"Услышав, что у нас хотят запустить свой call-центр, мы очень обрадовались, потому что хотели быть полезными стране в такое трудное время. Наши коллеги и однокурсники работают в стационарах, поэтому мы помогаем людям выяснить, где есть места. Когда обращаются тяжелые пациенты, узнаем, где есть отделения с реанимацией. Бывает, что люди звонят в панике: на самом деле у них нет никаких симптомов, их нужно просто успокоить", — добавил он.
Если студенты сталкиваются со сложными случаями, они советуются друг с другом и опытными коллегами в чате, за которым следит руководитель проекта Радченко.