Сложная эпидемиологическая обстановка и закрытие границ не смогут разрушить туристический потенциал Кыргызстана, уверен предприниматель. По его словам, это не повод опускать руки, а наоборот, возможность "апгредить бизнес".
— Вы оставили работу в крупной компании и ушли в туристический сектор. Расскажите об этом.
— Все началось намного раньше. В университете многие знакомые проходили различные стажировки за границей. Мне казалось, что попасть куда-то благодаря своим мозгам, без связей, невозможно. Думал, на стажировки ездят только дети богатых и влиятельных родителей.
Я хорошо владел английским, и многие ребята, подававшие заявки на стажировку и практику за рубежом, обращались ко мне за помощью. Помогал по мелочи: дополнял эссе или готовил человека к собеседованию. И один парень, который подавал документы, спросил, почему бы мне тоже этого не сделать.
Я заполнил анкету, прошел несколько этапов отбора — и оказался на учебе в США. Обычный студент из Бишкека, без денег, знакомств и связей уехал за границу получать бесплатное образование только благодаря знанию английского...
Жизнь в Штатах во многом повлияла на мое будущее. Вернувшись в Кыргызстан, я не раз встречал приятелей из-за рубежа, показывал им здешние места. Сначала приезжали люди, которых я знал, потом их друзья, затем друзья друзей. Все это время я работал в другой сфере, но однажды признался себе, что туризм мне интересен намного больше. Так и пришел к тому, что открыл свою туристическую компанию.
— Насколько это прибыльно?
— Первые два года я зарабатывал не много, учитывая, что работа началась не с увлекательных поездок по стране, а с составления базы данных о гостевых домах в Кыргызстане. Это помогло автоматизировать процесс бронирования мест. Также запустил свою платформу, где иностранцы могли не только мониторить места в гостиницах, — рассказывал им об интересных мероприятиях, которые проводились или только планировались в республике.
"Люди были в шоке!" Как две кыргызстанки путешествуют по стране за копейки
Я решил не нанимать штатных сотрудников, просто "заказывал" водителей и гидов-фрилансеров. Так как партнеры были профессионалами и услуги стоили дорого, большая часть выручки шла им. Я согласился на это по простой причине: если хочешь, чтобы гостей обслуживали лучшие гиды и водители, надо хорошо платить. Дошло до того, что люди, с которыми сотрудничал, зарабатывали иногда больше, чем я сам (смеется). Хотя, конечно, оценивая ситуацию в целом, могу сказать, что доход за сезон весьма неплохой.
— Какие места в Кыргызстане нравятся иностранцам больше всего?
— Само собой, они приходят в восторг от природных красот. Несколько лет назад я начал развивать еще одно интересное туристическое направление — путешествие "по следам" СССР. Мы с иностранцами посещаем заброшенные заводы, пустыри, которые когда-то были мощнейшими предприятиями. Один раз объехали Иссык-Куль на старых советских машинах, чтобы глубже проникнуться духом республики, которая когда-то была частью Советского Союза.
В позапрошлом году в Кыргызстан приезжала британская актриса Джоанна Ламли, я помогал в организации съемок ее документального фильма. Кстати, она снималась в картине "Волк с Уолл стрит" — играла тетю супруги главного героя... Сначала актриса побывала в Узбекистане, а потом приехала сюда. У моей компании была задача сопровождать съемочную группу по самым красивым местам. Джоанна пришла в восторг от путешествия: ей понравились культура, природа. После того как фильм о Кыргызстане вышел на экраны в Великобритании, поток туристов у нас увеличился. В том году больше половины заявок были забронированы по маршруту Джоанны. К сожалению, в этом пришлось отменить все поездки и перенести их на 2021 год.
— У нас много туристических фирм, поэтому конкуренция достаточно большая. Трудно соперничать с ними?
— Моя компания ориентируется на иностранного туриста, к сожалению, аналогичных фирм немного. Конкуренция в этом плане идет бизнесменам только на пользу. Поймите, чем активнее мы презентуем республику иностранцам, тем больше людей приезжает сюда, а в этом случае зарабатывают все. Еще по такому принципу расширяется рынок развлечений. Большую часть туристических точек придумываем мы, предприниматели, чтобы сделать поездку по стране интереснее.
Родила всего двоих детей? Ты эгоистка! Кыргызстанец об интересном быте Африки
Туристам мало увидеть нашу природу — им хочется с головой окунуться в жизнь кочевников. Я хорошо запомнил клиентов из Амстердама, которые придумали, на мой взгляд, потрясающую традицию. Друзья договорились планировать отпуск следующим образом: трое из десяти ребят выбирают страну для путешествия и берут на себя решение всех организационных вопросов, а остальные только в аэропорту узнают, куда отправляются. Несколько лет назад они выбрали Кыргызстан.
Голландцы остались в восторге от природы, но им хотелось большего — окунуться в быт и традиции кыргызов. Узнав о кок-бору, они решили попробовать... Вы бы видели, с каким азартом они играли! Конечно, им далеко до наших профессионалов, но сам факт участия привел гостей в невероятный восторг. Они провели несколько дней в обычном кыргызском селе, побывали на традиционном празднике. Один из гостей был настолько впечатлен, что хотел снять документальный фильм о Кыргызстане.
— Какую, на ваш взгляд, главную ошибку допускают бизнесмены, работающие в туристической сфере?
— Расскажу о недостатках, которые вижу, работая с клиентами из западных стран. Ориентируясь на иностранцев, предприниматели забывают о своей идентичности. Это выражается в таких мелочах, как реклама гостевого дома: например, "еврокоттеджи". Разве гостя из Европы удивишь евроремонтом? Люди, привыкшие к комфортной жизни, хотят попробовать что-то другое.
Разумеется, нашим гостиницам в регионах трудно на рынке, однако недостатки периферии можно сделать своим достоинством. Не надо предлагать гостям что-то очень элитное, это будет выглядеть неуместно. Сделайте акцент на культурной идентичности. Иностранцы мечтают побывать в глубинке и узнать о традициях народа. Многие готовы отдать неплохие деньги, чтобы пожить в типичном кыргызском селе.
— Пандемия коронавируса разрушила планы многих бизнесменов, но сильнее всего пострадал туристический сектор. Как вы справляетесь с кризисом?
— В этом году туристическая отрасль во всем мире несет огромные убытки. Хотя я не нанимал штатных сотрудников, и мне не нужно ежемесячно платить зарплату, приходиться непросто.
Скажу честно, я мог запустить бизнес, переориентироваться на кыргызстанский рынок. Так как поездки на микроавтобусах в нынешней ситуации небезопасны, думаю, можно было организовать путешествия на внедорожниках. Только трип на этой машине очень дорогой, и гости не станут за него платить, когда есть более бюджетные варианты.
Самые безопасные направления для туристов в 2020 году назвали эксперты
Я считаю, что организовывать путешествия на "Спринтере" опасно — слишком много людей в тесном пространстве. Все понимают, к чему это может привести. Чтобы не рисковать ничьим здоровьем, мы решили на время приостановить деятельность.
Понимаю, что многие предприниматели не были готовы к такому кризису, но хочу сказать, что это трудное время — отличный повод сделать ремонт или поменять обивку в машине для путешествий. Гидам можно разработать новые маршруты. В конце концов, сейчас самый подходящий момент, чтобы подготовить красивые видео об уникальных местах страны.
Возможность заработать в этом году упущена, но можно готовиться к 2021-му. Например, я занят разработкой сайта, кроме того, в следующем году планирую расшириться. Рассматриваю возможность открытия контактных музеев в разных местах. Конечно, обидно получать сообщения от клиентов, которые не могут добраться до нас и с нетерпением ждут, когда пандемия прекратиться. Как показывает опыт, все плохое проходит, и это мы тоже переживем.