Российская миротворческая операция в Нагорном Карабахе отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция и модернизация аэродрома в Степанакерте позволят принимать военно-транспортные самолеты ВКС России, создадут новые операционные возможности, решат многие проблемы снабжения войсковой группировки.
Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной пять километров. Дорога находится под присмотром российских миротворцев и все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе — непростое строительство новой дороги (коридора) и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня.
Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год — ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию. Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы составляет 2 200 метров. Рельеф местности позволяет, при необходимости, удлинить полосу на тысячу метров и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта возле Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.
Дорога дальняя и опасная
Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения (Россия, Азербайджан, Армения) о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе — имеются в виду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России решил бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.
Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее — в Степанакерт — неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.
Закрытое небо
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, вопросы энергетической безопасности. Мы рассмотрим их". Это обнадеживает. И, если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.