В этом году страна отметила юбилей дипломатической службы республики — 75 лет назад было образовано Министерство иностранных дел Киргизской ССР. Sputnik Кыргызстан публикует истории из жизни дипломатов, которые с честью прошли через многие испытания и сейчас стоят на страже национальных интересов страны в сложных условиях. Их истории приводятся от первого лица. Беседа с Эриком Асаналиевым состоялась в марте, за несколько месяцев до его кончины.
Чрезвычайный и Полномочный посланник КР Сактанбек Кадыралиев
В 1984 году я в составе государственной делегации, возглавляемой заместителем председателя Совета Министров Киргизской ССР Курманбеком Аташевым, выехал в Южный Йемен. В то время это государство было разделено на две части, между которыми существовали непримиримые противоречия. Северный Йемен находился под влиянием США и Саудовской Аравии, а Южный был самым важным союзником СССР в Юго-Восточной Азии, и там работали тысячи советских специалистов.
Тогда я работал в Союзе советских обществ дружбы и культурных связей Кыргызстана с зарубежными странами, который ежегодно проводил дни культуры республики в разных государствах. В тот раз в составе делегации были такие известные и прославленные деятели культуры, как Алтынбек Сапаралиев, Хусейн Мухтаров, Даниэль Назарматов, Самара Токтакунова.
Мы организовали концерт под открытым небом. Алтынбек Сапаралиев спел песню на кыргызском языке "Кантың бар", а когда затянул "Смуглянку", наши соотечественники устроили шквал оваций и попросили его спеть на бис. В сопровождении небольшой музыкальной группы под руководством Назарматова Самара Токтакунова исполнила "Кокой кести", "Маш ботой", "Ак тамак, көк тамак" и показала йеменцам искусную игру на комузе. Хусейн Мухтаров исполнял советские, кыргызские и русские романсы. А когда он запел "Вдоль по Питерской…" Федора Шаляпина, я воочию увидел, что значит реветь белугой — советские специалисты плакали. В то время я еще не очень понимал, что такое тоска по родине, по своей культуре и не мог представить себе, что человек на чужбине может безудержно плакать, не в силах сдержать эмоции. Кстати, известный кинорежиссер Нуртай Борбиев снял о нашем визите в Йемен документальный фильм.
Через год, в 1985-м, я стал работать в посольстве СССР в Бангладеш и за четыре года и восемь месяцев так истосковался по родине, что стал понимать состояние тех советских специалистов в Южном Йемене.
Почта из СССР приходила один раз в месяц, и каждая семья в посольстве ждала с большим нетерпением весточки из дома. От родных и близких каждому сотруднику приходило 10-20 писем. Я видел, как, читая их, некоторые плакали, другие, наоборот, радовались известиям с родины. Как-то мне по почте доставили аудиокассеты с записью кыргызских песен и мелодий. Так мы их слушали дома, в машине, на работе. Также мы с супругой Чолпон частенько брали сборник кыргызских песен "Ала-Тоо таншыйт" и пели все песни подряд, при этом я подыгрывал на захваченном из дома комузе. Сегодня благодаря интернету у дипломатов таких проблем с информацией нет.
III секретарь Министерства иностранных дел и советник государственной службы III класса КР Акылбек Жумабаев
В ноябре 1994 года я был назначен советником в посольство КР в Узбекистане. На эту работу меня позвал первый посол Кыргызстана в этой стране, известный писатель Салижан Жигитов. Он был очень прозорливым человеком: пользуясь тем, что Кыргызстан тогда первым ввел национальную валюту, мы купили в центре Ташкента две квартиры для сотрудников посольства. А до этого он закупил по очень низкой цене мебель для квартир и офиса.
Стоит отметить, что мы не просили ни тыйына у МИДа, а приобрели все на сэкономленные посольством средства, да и руководство Узбекистана оказывало нам большую помощь.
В 1995 году вместо Салижана Жигитова был назначен известный государственный деятель Батыралы Сыдыков. По его инициативе в центре узбекской столицы были приобретены здание посольства и дополнительно новые квартиры.
Таким образом, сегодня все кыргызстанские дипломаты, работающие в Узбекистане, обеспечены жильем и наше посольство не тратит деньги на арендную плату за офис и квартиры. К сожалению, в других посольствах Кыргызстана квартирный вопрос не решен полностью, и на эти цели из государственного бюджета тратятся большие суммы.
Чрезвычайный и Полномочный посол КР Эрик Асаналиев (1959-2020)
В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, а в 1994-м тогдашняя глава МИД КР Роза Отунбаева назначила меня послом по особым поручениям, чтобы досконально изучить обстановку в этой стране. Три года я работал в этом направлении, посещая время от времени Таджикистан, а в 1997-2001-м работал Чрезвычайным и Полномочным послом КР в этой стране.
В то время часто происходили случаи нападения на дипломатов, поэтому в Душанбе у большинства моих коллег из других стран были телохранители. Только мы с послом Индии работали без охраны. В тот период в Ишкашимском районе Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан нес службу кыргызстанский миротворческий батальон, и я мог взять несколько солдат в целях обеспечения безопасности. Но, подумав, отказался от этой затеи — в законах КР не было четко прописано, кто несет ответственность, если кто-то из них в результате нападения будет убит или ранен.
Кыргызстан, несмотря на страшную братоубийственную войну в Таджикистане, не блокировал границу с соседями. Во время встреч с представителями официального Душанбе и членами объединенной таджикской оппозиции я всегда подчеркивал этот факт. Всегда говорил: "Ваши граждане свободно могут проходить кыргызско-таджикскую границу, и самое главное — Кыргызстан одинаково относится к обеим сторонам конфликта и придерживается нейтральной политики". Именно поэтому обе конфликтующие стороны не совершали никаких провокаций и нападений на кыргызстанских дипломатов — тогда официальный Душанбе и оппозиция сдержали свое слово. Но сегодня остро стоит вопрос обеспечения безопасности всех кыргызстанских дипломатов, которые работают в разных странах.