Проект Основного закона предполагает президентскую форму правления в стране. Пока точно неизвестно, вынесен ли документ на общественное обсуждение, — на сайте парламента об этом не сообщается. Некоторые депутаты ранее заявляли, что работа Конституционного совещания и есть общественное обсуждение.
Общие положения
Большая часть проекта посвящена основам, конституционному строю, общим принципам и правам граждан. Здесь положения практически не отличаются от норм действующей Конституции.
Народный курултай признается общественно-представительным собранием, но его решения носят рекомендательный характер. Организация и порядок работы Народного курултая определяются Конституцией и конституционным законом.
Также в проекте говорится, что мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию кыргызстанцев, могут ограничиваться законом. Перечень таких мероприятий устанавливается законодательно.
Власть президента
Полномочия главы государства значительно расширяются. Основные моменты:
- президент возглавляет исполнительную власть, обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие госорганов;
- президент избирается гражданами на пять лет, один человек не может быть избран президентом более чем на два срока;
- ликвидирован максимальный возрастной порог для избрания главой государства (раньше он составлял 70 лет);
- президент определяет структуру и состав правительства, с согласия Жогорку Кенеша назначает главу кабмина, его заместителей и других членов;
- по собственной инициативе или с учетом предложений ЖК, Народного курултая в рамках закона освобождает от должности членов правительства и руководителей исполнительных органов власти;
- формирует администрацию президента, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает государственного секретаря;
- принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе, по инициативе не менее 300 тысяч избирателей либо по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
- вносит законопроекты в ЖК, подписывает и обнародует законы, возвращает законы с возражениями;
- ежегодно представляет парламенту информацию о своей деятельности, имеет право созвать в необходимых случаях внеочередное заседание ЖК;
- представляет Жогорку Кенешу кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов по предложению Совета по делам правосудия;
- с согласия парламента назначает генерального прокурора, в случаях, предусмотренных законом, освобождает генпрокурора от должности с согласия не менее половины депутатов ЖК; по предложению генпрокурора назначает и освобождает от должности его заместителей.
Также предусмотрена процедура импичмента, которая описана в отдельном материале.
Жогорку Кенеш
Функции и возможности законодательной власти тоже предлагают изменить — полномочия парламента будут урезаны. Основные отличия между предлагаемой и действующей Конституцией:
- Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых на пять лет (по нынешней Конституции в ЖК заседают 120 депутатов; к тому же в проекте не указано, по какой системе избираются парламентарии);
- депутатом ЖК может быть избран гражданин КР, достигший к дню выборов 25 лет (сейчас можно баллотироваться с 21 года);
- порядок избрания депутатов, их отзыв определяются конституционным законом;
- если депутат отсутствовал без уважительных причин на заседаниях ЖК 10 рабочих дней в течение одной сессии, его полномочия прекращаются (сейчас — 30 рабочих дней);
- в нынешнем Основном законе говорится, что одна партия не может иметь более 65 мандатов в парламенте — в новом проекте такого пункта нет (возможно, будет в конституционном законе);
- Жогорку Кенеш заслушивает ежегодные послания, информацию президента (при этом в проекте Конституции нет пункта о том, что ЖК заслушивает ежегодные отчеты главы кабмина, а лишь указано, что он "заслушивает ежегодный отчет кабинета министров об исполнении республиканского бюджета");
- ЖК дает согласие на назначение председателя кабмина, его заместителей и членов кабинета (в проекте отсутствует пункт о том, что парламент утверждает программу, определяет структуру и состав правительства, утверждает общегосударственные программы развития КР);
- в проекте Основного закона также нет пункта о том, что Жогорку Кенеш принимает решение о доверии или выражении недоверия кабинету министров;
- инициативу о самороспуске ЖК могут поднять 30 депутатов, решение принимается большинством не менее двух третей голосов (60 законодателей);
- по проекту Конституции ЖК избирает членов Центризбиркома: половину — по представлению президента, половину — по собственной инициативе (сегодня парламент избирает треть членов ЦИК по представлению парламентского большинства, треть — от парламентской оппозиции и треть — от президента);
Кто сможет инициировать законы?
Право законодательной инициативы, согласно проекту, будет принадлежать:
- 10 тысячам избирателей (народная инициатива);
- президенту;
- депутатам ЖК;
- председателю кабинета министров;
- Верховному суду (по профильным вопросам);
- Народному курултаю;
- генеральному прокурору (по профильным вопросам).
Сегодня законы могут инициировать 10 тысяч избирателей, Жогорку Кенеш и правительство.
Кабинет министров
Главное нововведение указано выше — деятельностью исполнительной власти будет руководить президент. В проекте Конституции лишь один раз встречается слово "правительство", центральный орган исполнительной власти предлагают назвать кабинетом министров.
Основные моменты:
- председателем кабинета министров является руководитель администрации президента;
- президент несет персональную ответственность за результаты деятельности кабмина и исполнительной власти (однако, если ЖК признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, глава государства рассмотрит вопрос об ответственности членов кабинета), председатель кабмина несет ответственность перед президентом за деятельность правительства;
- президент вправе по собственной инициативе отправить действующий состав или члена кабинета в отставку;
- отставка председателя кабмина не влечет за собой отставку всего правительства.
Чем отличаются полномочия и функции исполнительной власти в действующей и предлагаемой Конституции, мы подробно рассказали в отдельной статье.
Судебная власть
Предлагается переименовать Конституционную палату в Конституционный суд и сделать его отдельным органом (сейчас он входит в состав Верховного суда). Совет по отбору судей предложено переименовать в Совет по делам правосудия — его организация и полномочия будут определяться конституционным законом.
Совет по делам правосудия формируется из числа судей, составляющих не менее двух третей его состава, одну треть составляют представители президента, Жогорку Кенеша, Народного курултая и юридической общественности.
Также предлагается изменить положения о назначении председателей судов и об освобождении судей от должности — эти моменты описаны в другом материале.
Органы со "спецстатусом"
Раздел Конституции "иные государственные органы" предлагают назвать "органы государственной власти КР со специальным статусом". Однако название не повлияло на перечень госорганов, упомянутых в этом разделе:
- прокуратура;
- Национальный банк;
- Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;
- Счетная палата;
- институт омбудсмена.
Авторы проекта новой Конституции предлагают изменить только статью о прокуратуре, остальной текст раздела остался прежним.
Полный текст проекта Конституции КР можно найти на сайте Жогорку Кенеша.