Новосибирский авиазавод (НАЗ) имени Чкалова строит еще три опытных образца тяжелого ударного беспилотника С-70 "Охотник". Машины последовательно совершенствуются и будут планово подключены к летным испытаниям в течение 2022–2023 годов. Значительные изменения коснулись уже второго "Охотника", с учетом всех испытаний первого (летные испытания начались в августе 2019-го). Дорабатываются конструкция планера, системы бортового радиоэлектронного оборудования и двигатель (турбореактивный АЛ-41Ф без форсажной камеры — для снижения тепловой и радиолокационной заметности). По информации источника РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе, третий и четвертый беспилотники будут фактически соответствовать серийной версии.
В ходе летных испытаний на полигоне Ашулук в начале января первый "Охотник" успешно поразил наземные цели 500-килограммовыми бомбами. По мнению специалистов, новейший прицельно-навигационный комплекс позволяет применять свободнопадающие (из внутрифюзеляжного отсека) боеприпасы с эффективностью высокоточного управляемого оружия. "Охотник" способен автономно поражать наземные стационарные и ограниченно подвижные цели с заранее известными координатами, внешние коррекции (целеуказания в воздухе) позволяют наносить удары еще точнее. Специально для российского тяжелого беспилотника разрабатываются внутрифюзеляжные управляемые ракеты "воздух–воздух" и "воздух–поверхность".
Убийственное сравнение
Законодателями военно-воздушных беспилотных мод и технологий в начале XXI века считались Израиль и США. Недавно их попыталась догнать и перегнать Турция, об этом свидетельствуют эффективные действия ударных Bayraktar ТВ2 в ходе карабахского конфликта. Россия начала развивать беспилотную тематику в интересах Воздушно-космических сил относительно недавно и весьма убедительно.
Первым успешным проектом стал разведывательно-ударный БПЛА "Орион-3", принятый на вооружение в 2020 году (размах крыла — 8 метров, взлетная масса — одна тонна, полезная нагрузка — до 250 килограммов, крейсерская скорость — 120 километров в час, время в воздухе — 24 часа). Однако настоящим технологическим прорывом и серьезной заявкой на мировое лидерство стал С-70 "Охотник". Для сравнения с ним надо ставить в один ряд современные иностранные машины в классе самых тяжелых разведывательно-ударных беспилотников: израильский IAI Eitan, турецкий Bayraktar Akinci, американский MQ-9А Reaper. По основным характеристикам — дальности, скорости и ударным возможностям — сравнение убийственно для конкурентов.
Известно, что крейсерская (дозвуковая) скорость "Охотника" — 1000 километров в час — в два с лишним раза превышает максимальные возможности ближайшего конкурента MQ-9А Reaper (480 километров в час). Вместе с тем беспилотник планируют использовать в качестве ведомого с истребителем пятого поколения Су-57, сверхзвуковая крейсерская скорость которого (2100 километров в час) подсказывает: 1000 километров в час — для "Охотника" не предел. И, вероятно, практический потолок БПЛА — 20 километров.
Выше верхнего предела
Можно заметить, что российский беспилотник значительно тяжелее зарубежных аналогов, оснащен турбореактивным (а не турбовинтовым) двигателем, имеет искусственный интеллект и форму "летающего крыла". В целом напоминает инопланетный космический корабль из фантастического фильма, и этим лишь подчеркивается феноменальный технологический отрыв России.
Узок круг стран, способных создавать тяжелые разведывательно-ударные беспилотники-невидимки. Каждое заметное движение "Охотника" внимательно и пристрастно анализируют за океаном, и все же что-то мешает западным "партнерам" достичь близких технических характеристик.
Беспилотный "Охотник" способен переписать стратегию и тактику ударной авиации. Впрочем, на Евразийском континенте Воздушно-космические силы РФ решают задачи преимущественно оборонительные. Возможности ударной авиации дополняют средства и системы ПВО–ПРО, расположенные по периметру российских границ. Когда серийные "Охотники" займут свое место в боевом строю (в 2025 году), мир станет прочнее.