Лига арабских государств поддержала Саудовскую Аравию, которая отвергла доклад разведки США, возложившей ответственность за убийство саудовского журналиста Джамаля Хашукджи на руководство страны и лично наследного принца Мухаммеда бен Салмана, пишет обозреватель РИА Новости.
Генеральный секретарь организации Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что "американская разведка не является судебным или международным органом, принимающим решения" и "прерогативу привлечения виновных в деле Хашукджи имеют исключительно судебные власти Саудовской Аравии". Кроме того, он подчеркнул, что "вопросы прав человека не должны политизироваться".
Как бы то ни было, анонсированные Вашингтоном меры — это только начало. Согласно заявлению президента, сегодня США объявят "новые изменения" своей политики в отношении Саудовской Аравии. Причем Джо Байден подчеркнул, что он обсудил сложившуюся ситуацию не с наследным принцем, которого нередко называют реальным правителем страны, а с его отцом — 85-летним королем Салманом.
Иллюзий по поводу особенностей государственно-политической системы КСА Соединенные Штаты, разумеется, никогда не питали, но это не мешало двум странам многие годы оставаться стратегическими партнерами.
Однако резкая реакция на обвинения не только Саудовской Аравии, но и других стран Персидского залива, а также всей Лиги арабских государств (среди членов которой у королевства хватает недоброжелателей) намекает, что на этот раз Ближний Восток ожидает от американцев действий, выходящих далеко за рамки "милые бранятся — только тешатся". Даже в Турции, у которой откровенно плохие отношения с саудитами, относятся к происходящему с настороженностью и не ждут ничего хорошего.
К слову, это принципиально новый для Соединенных Штатов феномен. Да, американцы всегда активно использовали правозащитную, демократическую и либеральную риторику в своей внешней политике, но та неизменно была просто инструментом, который применялся в удобные моменты и игнорировался, когда был некстати. Именно поэтому КСА и многие другие весьма далекие от демократических идеалов страны долгие годы оставались в статусе друзей и союзников Америки.
Теперь же левацко-либеральная идеология набрала такое влияние, что пытается из инструмента превратиться в реальную "руководящую и направляющую" силу. Собственно, громкоголосые требования либерального политического и медиаистеблишмента применить санкции против саудовского принца — тогда как трезвые головы в администрации пытаются объяснить неразумность этого шага — наглядно показывают трансформацию, переживаемую американской политикой.
Но главная проблема все-таки не в идеологии, а в ресурсах.
Ближний Восток на протяжении десятилетий выступал для США главным геополитическим полигоном, на котором они старательно поддерживали высокий уровень конфликтности, что позволяло им выкачивать оттуда все, что возможно.
Все дело в том, что основные усилия по геополитической конфронтации и поиску нужных Америке ресурсов бывший президент переориентировал на другие направления, в первую очередь на Китай и Европу. Разумеется, на Ближнем Востоке Трамп тоже свое не упускал — многомиллиардная оружейная сделка с саудитами является тому подтверждением. Но в целом при Трампе регион получил небольшую передышку и даже надежду на прекращение однажды, в будущем, той мясорубки, в которой он живет уже десятилетия.
Вот только теперь в Белом доме снова демократы, и их свежая антисаудовская инициатива недвусмысленно намекает, что они готовы вернуть Ближнему Востоку статус любимой "песочницы" Америки со всеми привычными атрибутами и кровавыми последствиями. Неудивительно, что подобная перспектива вызвала ярость практически у всех стран региона, включая те, где к Эр-Рияду традиционно не питают симпатий.