Никита Чикунов
17 марта Счетная палата (СП) России опубликовала годовой отчет, в котором говорится о рисках повторения кризиса 2018-го на топливном рынке. В документе подчеркивается, что на фоне роста мировых цен на топливо могут значительно подорожать бензин и солярка на АЗС — как следствие, вырастет социальная напряженность в стране.
По данным Росстата, за минувшую неделю (с 8 по 14 марта) средние цены на бензин в РФ выросли на 10 копеек и составили 47,19 рубля за литр. Бензин Аи-92 подорожал на 13 копеек (44,51 рубля), Аи-95 — на девять (48,12). При этом рост цен зафиксирован в 60 регионах.
Быстрый рост стоимости топлива в России из-за повышения мировых цен на нефть наблюдался весной 2018 года (Аи-92 подорожал на 9 процентов, Аи-95 — на 8,5). Тогда правительству пришлось экстренно вмешаться в ситуацию.
Повторение такого сценария в России, о возможности чего сегодня предупреждает СП, создает риски для остальных стран Евразийского экономического союза, отмечают опрошенные Sputnik экономисты. Особенно это касается государств, не перерабатывающих нефть самостоятельно и зависящих от российских поставок.
Беларусь в стороне
В марте стоимость бензина в Беларуси менялась каждую неделю, подрастая на одну копейку. По состоянию на 19 марта литр Аи-92 в среднем стоит 1,78 белорусских рубля (50,52 российских), Аи-95 — 1,88 белорусских рубля (53,35 российских).
По словам специалиста, страны ЕАЭС, перерабатывающие нефть на собственных НПЗ, зависят от мировой стоимости этого сырья. По данной причине Беларусь находится в той же динамике, что и Россия.
"Говорить о какой-то прямой зависимости цен на топливо в Беларуси от его стоимости в России я бы не стал. Мы полностью обеспечиваем себя моторным топливом и не импортируем его из России. Мы закупаем сырую нефть, перерабатываем ее и полностью покрываем потребности внутреннего рынка. Никакого влияния на наш рынок топливный кризис в России, если он произойдет, не окажет", — заверил Авдонин.
С другой стороны, если правительство РФ решит ввести заградительную пошлину для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, Минск может столкнуться с определенными проблемами, добавил ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
"Сейчас бензин в республике вырабатывается на двух заводах. Это рентабельно, поскольку нефть из России идет в Беларусь со скидкой, ведь российские компании не платят экспортную пошлину. Самая большая интрига в том, введет ли Москва в условиях кризиса ограничения на экспортные операции и в каких объемах. Если да, топливо для белорусских потребителей подорожает", — подчеркнул он.
Казахстан опасается дефицита
Стоимость топлива в Казахстане традиционно ниже, чем в России. К началу марта бензин Аи-92 стоил в среднем 157 тенге (27,65 рубля), Аи-95 — 164 тенге (28,88 рубля).
Существенная разница в ценах на российском и казахстанском рынках приводит к тому, что многие автомобилисты из приграничных регионов РФ предпочитают заправляться в РК, а некоторые и вовсе покупают бензин для последующей перепродажи по российским ценам.
В условиях топливного кризиса в России "серый" экспорт дешевого казахстанского бензина примет угрожающие масштабы и приведет к серьезному дефициту топлива внутри страны, прогнозирует казахстанский эксперт по нефтегазовому рынку Ерлан Жаукин.
"У нас уже наблюдается переток дешевого бензина в Россию. На заправках в Актюбинской области регистрировали случаи, когда на колонку заезжает дизельная фура и заливает в свои баки от двух до четырех тысяч литров бензина. За последние месяцы также фиксируем несвойственные объемы потребления топлива в Западно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областях. Признаки возникновения дефицита топлива постепенно проявляются", — сказал собеседник агентства.
Он добавил, что в 2018 году на фоне топливного кризиса в России правительство РК ограничило вывоз бензина. Не исключено, что такие меры могут быть приняты снова.
"Наши цены на топливо традиционно следуют за российскими: в России они растут — и у нас тоже, чтобы уменьшить переток. В прошлом году стоимость литра Аи-92 составляла примерно 150 тенге, буквально недавно цена поднялась до 152, а сейчас — уже 157 тенге. Повышение цен в Казахстане вслед за российскими — это не один из возможных сценариев развития событий, это неизбежная реальность", — заключил он.
Кыргызстан в наибольшей опасности?
Резкий рост цен на российских АЗС угрожает Кыргызстану намного больше, чем соседнему Казахстану. После того как в начале 2021 года РК в одностороннем порядке прекратила экспорт нефтепродуктов в КР для наращивания объемов топлива на внутреннем рынке, Россия оказалась единственным поставщиком автомобильного бензина в республику.
По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, рост спроса на нефтепродукты в РФ перед началом полевых работ привел к повышению оптово-отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах на 67 процентов. В результате средняя стоимость Аи-92 в Бишкеке в марте выросла до 45,2 сома за литр (39,37 рубля), Аи-95 — до 46,5 сома (40,5 рубля). С января цены на горюче-смазочные материалы повысились на 14-16 процентов.
При этом производством нефтепродуктов, согласно данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане занимаются девять НПЗ. Однако сейчас эти заводы не могут обеспечить внутренние потребности страны в топливе, объяснил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов.
"Общая производственная мощность заводов составляет два миллиона тонн в год. Они могли бы полностью покрыть внутренний спрос (в 2018 году потребление нефтепродуктов составило 1,7 миллиона тонн. — Ред.). Но сейчас заводы простаивают, они не готовы работать. Одна из причин — слишком дорогое сырье. К тому же наши НПЗ выпускают топливо низкого качества", — отметил он.
Все эти факторы заставляют Кыргызстан с большим беспокойством наблюдать за повышением розничных цен на топливо в России, признался исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.
![Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021](https://sputnik.kg/img/07e5/03/0a/1051723483_0:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_b3ae1000accee93abba5bafd5796b16f.jpg)
"Повышение цен в России повлечет за собой то же самое в Кыргызстане. Это нас сильно беспокоит, потому что практически все топливо мы получаем именно от российских поставщиков", — сказал он.
Топливный кризис в РФ однозначно будет иметь негативные последствия для жителей республики, заявил экс-советник премьер-министра КР Кубат Рахимов.
"Дорогое российское топливо сразу добавит нам пару процентных пунктов по инфляции и окажет влияние на курс валюты. Скорее всего, тогда сом и дальше будет девальвировать. Напомню также, что 95 процентов грузовых перевозок внутри Кыргызстана — это автомобильный транспорт, только пять процентов — железнодорожный и авиационный. Все затраты будут перекладываться на потребителей, следовательно, подорожают и товары — от одного до пяти процентов", — спрогнозировал экономист.
Впрочем, учитывая дружеские отношения между Россией и Кыргызстаном, власти двух стран могут заключить соглашения, которые застрахуют республику от дополнительного роста оптово-отпускных цен, полагает советник министра экономики КР Нургуль Акимова.
Армения ищет варианты
Схожее влияние рост цен на российском топливном рынке окажет и на Армению, поскольку более 60 процентов нефтепродуктов поступает в республику из России, заявил бывший генеральный директор ЗАО "Роснефть — Армения" Артур Аллавердян.
По его словам, даже небольшое повышение цен на топливо в России чувствительно. Так, в 2020 году цены на розничном рынке в Армении поднимались постепенно, а в последний месяц был зафиксирован скачок на 10 процентов, совпавший с подорожанием топлива в РФ.
"Цены на горюче-смазочные материалы в Армении традиционно высокие. Нефтепродукты идут к нам по сложному пути: с завода-производителя до портов Черного моря, затем до грузинских портов и через всю Грузию в Армению. Такая схема предполагает огромные затраты на транзит", — объяснил Аллавердян.
Эксперт признал, что существуют и альтернативные поставки, например, из Ирана. В случае повторения в России кризиса 2018 года доля иранских нефтепродуктов на армянском рынке возрастет.
"С завода-производителя в Иране нефтепродукты перевозят до Армении в автоцистернах без перевалки. Это в разы уменьшает затраты на логистику и конечную цену для потребителей. Любое потрясение на рынке нефтепродуктов РФ неминуемо приведет к вытеснению более дорогого российского ресурса иранским", — спрогнозировал он.
Напрасные опасения
Комментируя отчет Счетной палаты, в Министерстве энергетики РФ поспешили успокоить: предпосылок для топливного кризиса нет, а оптовые цены на бензин уже начали снижаться.
![Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021](https://sputnik.kg/img/07e5/03/13/1051834347_0:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_d228d62d6b8f4761ba102f4e9b7b8858.jpg)
"Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года в 2021-м. Благодаря принятым мерам наблюдается снижение оптовых цен на бензин. Производство бензина увеличено, товарные запасы растут, и с начала февраля они выросли уже более чем на треть", — заявил в интервью телеканалу "Россия 24" заместитель министра Павел Сорокин.
Опрошенные Sputnik эксперты разделяют позицию российского министерства. По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, доклад СП немного устарел.
![Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021](https://sputnik.kg/img/104756/93/1047569334_0:0:3079:2048_1920x0_80_0_0_a7d4c7cda907286d32b3eaa1507bc0cd.jpg)
"Речь шла о том, что к новому году нефтяные компании не договорились с правительством о корректировке механизма демпфирующей надбавки (налоговый вычет для нефтяных компаний. — Ред.). Сейчас правительство пошло навстречу. С 1 мая выплаты из бюджета будут больше, а компании должны увеличить переработку, насытить рынок и сдерживать рост цен на розничном рынке", — сказал он.
С этим согласен и заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он подчеркнул, что доклад не был "приговором" российскому топливному рынку.
"Счетная палата просто обозначила существующие риски, о которых еще с 2018 года говорили и нефтяники. Существовали некоторые противоречия между Министерством финансов и компаниями. Минфин все-таки пошел на уступки. Я думаю, ситуация благополучно разрешится. Кризиса скорее всего не будет", — заявил эксперт.
Несмотря на это, определенное повышение цен может ждать страны ЕАЭС в 2025 году, когда в союзе будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов. Предполагается, что создание такого рынка приведет к отмене пошлин во взаимной торговле и унификации стандартов на нефть и топливо.
![Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021](https://sputnik.kg/img/07e5/03/0f/1051775101_0:0:3067:2047_1920x0_80_0_0_ebd27ac31000340ab046b897e509a241.jpg)
"Одинаковые технические требования сопряжены с ростом средних цен. Если в странах ЕАЭС запретят производство бензина и дизеля низкого класса, цены на топливо вырастут. Чем выше качество, тем дороже ГСМ", — пояснила Нургуль Акимова.
При формировании общего рынка цены на топливо на всей территории союза будут "подтягиваться" к российским, не сомневается Сергей Смирнов. Он полагает, что к 2025 году произойдет постепенное выравнивание цен во всех странах ЕАЭС с ориентированием на российские.