Никита Чикунов
В ближайшем будущем страны ЕАЭС откажутся от одноразового пластика, а людям создадут все условия для поездок на электромобилях. О том, почему экологическая повестка в союзе выходит на первый план и какие изменения ждут энергетику и промышленность, в интервью Sputnik рассказал директор Департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев.
— Николай Геннадиевич, какие шаги предпринимает Евразийская экономическая комиссия для решения экологических проблем в странах ЕАЭС?
— Недавно мы начали обсуждать вопрос целесообразности введения поэтапного запрета на ввоз и производство одноразового пластика. Для экологии пластиковые отходы — настоящий бич. Срок их разложения достигает 400 лет. Если не решать проблему сегодня, завтра последствия для нашей экологии будут катастрофическими.
Сейчас многие страны и объединения проводят в этом направлении целенаправленную политику. В Евросоюзе, где перерабатывается треть всех собранных пластиковых отходов, уже признали, что глобально проблему загрязнения окружающей среды переработка не решает. Поэтому с начала 2021 года в ЕС запретили производство и продажу целого ряда одноразовых пластиковых изделий.
У стран ЕАЭС тоже есть подобные наработки. В Армении с 2023 года и в Казахстане с 2025-го планируется полностью запретить продажу полиэтиленовых пакетов. В Кыргызстане предлагается запретить использование полиэтиленовых пакетов и пластиковой тары в Иссык-Кульской области. В Беларуси уже с начала этого года запрещено использование одноразовой посуды в сфере общественного питания.
— Многие европейские страны в ближайшем будущем планируют перейти на электротранспорт. Как эта отрасль сегодня развивается в ЕАЭС?
— Работу по популяризации экологически чистого транспорта промышленный блок ЕЭК ведет с 2015 года. Сегодня идет насыщение рынка электромобилями и специальной инфраструктурой.
В продолжение данной работы 29 декабря прошлого года Коллегия ЕЭК рекомендовала сторонам рассмотреть возможность стимулирования развития гибридов и транспортных средств на газомоторном топливе наряду с электромобилями. Одобрен соответствующий перечень мер и механизмов.
Кроме того, Департамент промышленной политики ЕЭК также сформировал перечень компонентов электромобилей, которые не производятся на территории союза. Для них могут быть снижены ставки ввозных пошлин. Перечень находится на этапе проработки сторонами.
— На пространстве ЕАЭС разрабатывается программа повышения эффективности и надежности работы объектов промышленности и распределенной энергетики. Какие выгоды она даст рядовым потребителям?
— Эта программа нацелена на решение двух важных задач. Первая — развитие распределенной энергетики. Сегодня значительная часть территории наших стран не охвачена централизованным электроснабжением. В России это более половины территории, где проживают свыше 20 миллионов человек. Пока они обеспечиваются электроэнергией главным образом средствами малой энергетики (автономные электростанции, работающие на основе традиционного топлива или возобновляемых источников энергии. — Ред.). Поэтому критически важно обеспечить надежность и бесперебойность их работы.
— В конце прошлого года ЕЭК совместно со странами союза приступила к созданию "Карты индустриализации". Что это за инструмент и для чего он нужен?
— В сущности, это новый инструмент для развития кооперационного сотрудничества в ЕАЭС — интерактивная карта, с помощью которой предприятия смогут находить партнеров и получать по ним всю необходимую информацию.
Для этого достаточно ввести в поисковую систему желаемые параметры искомого проекта — страну, регион, отрасль промышленности, технологическую операцию, годы реализации, участников. Карта удобно структурирована и проста в навигации.
Карта будет состоять из трех разделов. Первый будет включать информацию о проектах, имеющих большое значение для разных отраслей промышленности. Уже предложено для включения 178 крупных проектов в 18 отраслях с объемом инвестиций около 200 миллиардов долларов.
Во второй раздел войдут порядка 500-600 технологических направлений, по которым в ЕАЭС необходимо проводить импортозамещение. Это автомобильная промышленность, металлургия, фармацевтика, медицинская и химическая промышленность.
Третий раздел составят товарные позиции, наиболее значимые по объему импорта на таможенную территорию союза. По этим позициям будет проводится импортозамещающая работа.
— В каких областях предприятия из стран ЕАЭС могут развивать или уже развивают производственную кооперацию?
В химической промышленности российским АО "Минерально-химическая компания "Еврохим" совместно с ТОО "Еврохим–Удобрения" в Казахстане осваиваются месторождения фосфоритовых руд и строится завод по производству минеральных удобрений.
В области авиастроения и воздушных перевозок мы изучаем вопрос производства турбовинтовых самолетов Ил-114, Л-410, чтобы решить проблему региональных перевозок. Это очень актуально для России и Казахстана. Сейчас, на мой взгляд, наша общая задача — нарастить число кооперационных проектов в ЕАЭС.