Ученые доказали, что уже 8 тысяч лет назад люди, проживающие на территории современного Кыргызстана, занимались скотоводством. Корреспондент Sputnik побеседовала с археологом, доцентом Американского университета в Центральной Азии Аидой Абдыкановой, которая является одним из участников исследования раннеголоценовых объектов в местности Обишир-5 недалеко от Айдаркена.
— Когда началось исследование?
— Археологи изучают пещеру Обишир в Баткенской области уже семь лет. С 2014 года там были найдены кости разных животных, но, к сожалению, анализ и установление возраста находок — очень долгий и дорогой процесс. Возможности провести такой анализ в Кыргызстане нет, поэтому нам помогли старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, кандидат исторических наук Светлана Шнайдер, американский зооархеолог Уильям Тейлор и другие иностранные ученые.
Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишире-5, принадлежат овцам и козам, они умерли примерно 8 тысяч лет назад. Ранее считалось, что заводить домашних животных люди, населяющие Центральную Азию, начали только 4 тысячи лет назад; теперь доказано, что в эпоху неолита они уже занимались скотоводством.
Кроме того, в Институт человеческого развития Общества Макса Планка (Германия) отправили образцы для анализа ДНК, но пока удалось расшифровать только данные по овцам. Они принадлежали к гаплогруппе А и были одними из древнейших овец на земле. На Ближнем Востоке одомашненные овцы появились 10 тысяч лет назад, а в Центральной Азии, как считалось ранее, — около 4 тысяч лет. Наше исследование доказало, что одомашненные овцы были в Обишире уже 8 тысяч лет назад.
Вообще, переход к земледелию и скотоводству стал одним из значительных событий человеческой истории, и теперь ясно, что Обишир-5 на юге Кыргызстана — это новый центр неолитической революции в Центральной Азии. Но пока неизвестно, как одомашненные животные попали в Ферганскую долину.
Скотоводство зародилось на Ближнем Востоке — на территории современных Ирана и Ирака. В Центральной Азии овцы, возможно, распространились как хозяйственная инновация, но также возможно, что они пришли с людьми, которые мигрировали с Ближнего Востока, а затем эти овцы попали в Китай через горные коридоры, которые позже назвали Великим шелковым путем.
Кыргызы считают себя кочевым народом, и ученые придерживаются мнения, что в горах не было такой цивилизации, как, например, в долинах современных Узбекистана или Казахстана. Однако есть определенные данные и гипотезы, что в кыргызских горах люди занимались не только скотоводством, но и земледелием. Так, в памятниках времен начала бронзового века наши археологи находили остатки ячменя и пшеницы... Но эта гипотеза требует тщательного изучения.
Кроме того, у нас в горах землю, как в Китае, делили на террасовидные участки и выращивали там разные культуры. Например, жители иссык-кульского села Тосор до сих пор используют для орошения очень древние арыки.
— Как на такие известия реагирует ученое сообщество?
— Мы презентовали результаты своего исследования в Институте истории, археологии и этнологии Национальной академии наук КР. Специалисты были очень удивлены, и сейчас идет бурное обсуждение. Иностранные ученые теперь думают о том, чтобы перепроверить датировки в Китае, — возможно, и там одомашненные овцы появились раньше.
— А реально выяснить, каких пород были древние овцы и козы? Скажем, таджикистанцы утверждают, что гиссарская порода появилась именно у них...
— Овцы, найденные в Баткене, относятся к Ovis aries — млекопитающим из рода баранов семейства полорогих. То есть эти древние животные, как и современные, были обычными белыми овцами. Что касается гиссарской породы, то нужно провести генетические исследования. Думаю, весь сыр-бор вокруг ее происхождения из-за того, что не было научных изысканий.
— Почему статья о таком значительном открытии была опубликована в научном журнале Nature Human Behavior, а не в отечественных СМИ?
— Раньше наша Академия наук выпускала научный журнал, но из-за недостатка финансирования его пришлось закрыть. Публиковать научные статьи в обычных средствах массовой информации затруднительно и не очень целесообразно, так как объем материалов большой, и их просто сократят, причем сами статьи не рассчитаны на массовую аудиторию. Поэтому мы решили опубликовать материалы своего исследования на английском языке в Nature Human Behavior.
— Кто финансировал исследование?
— В Кыргызстане археологов очень мало, а финансирование крайне скудное. Исследования в Обишире-5 финансировали коллеги из Новосибирска. Все дорогостоящие анализы провели специалисты из разных стран в рамках своих проектов. То есть в нынешних условиях, чтобы проводить исследования, нужно иметь тесные связи с иностранными учеными.
— Вы получали зарплату?
— Исследования проводятся на голом энтузиазме, а все отечественные археологи, которые участвовали в экспедиции, работают преподавателями в вузах. Наш университет помогает в организации исследований, а мы получаем зарплату только как преподаватели.
— Кто дает разрешение на экспедиции?
— Все разрешения мы получаем в Национальной академии наук, и ни один участок земли не обследуется незаконно. К сожалению, многие исторические объекты разграбляют "черные копатели" или местные жители. Например, после обмеления Токтогульского водохранилища многие устремились туда в поисках сокровищ. Это варварство нужно остановить — там нет богатств, реально найти максимум какое-то украшение, а урон может быть непоправимым. Так же поступают и с другими объектами культурного, исторического наследия. Люди ищут сокровища с давних времен по сегодняшний день. Скажем, найденный недавно в селе Беловодском курган ранее был разграблен.
— Кстати, что сейчас с этим курганом? Раскопки, вроде бы, приостановили из-за холодов.
— Сегодня курган открыт, желающие могут приехать и посмотреть на него. Но при осмотре следует быть очень осторожным и вообще бережно относиться к историческим местам. Предприниматель, который будет строить там завод, обязался огородить наземную конструкцию кургана и обеспечить доступ для экскурсий.
Это четвертый или пятый курган такого рода в республике, где проводятся большие раскопки. Но он отличается монументальностью погребального сооружения, а также восемью огромными каменными кольцами, выложенными вокруг погребальной камеры. При раскопках были найдены человеческие останки, кости животных, домашняя утварь и предметы обихода. Все органические останки отправлены на ДНК-анализ.
— Какие у вас планы на этот год?
— Продолжим работу в Обишире-5, планируем отправить на анализ кости других животных, обнаруженных там. Работы еще непочатый край, мы только в начале пути.
Кроме того, летом планируем вместе со Светланой Шнайдер и Уильямом Тейлором побывать в горах Алая. Там много ледников, а в холодном климате отлично сохраняются остатки древней органики, мы надеемся на хорошие результаты.
Также есть планы продолжить раскопки в Нарыне, на памятнике эпохи мезолита Айгыржал-2. Около 14 тысяч лет назад там было тепло, и в этом месте жили люди. Затем стало холоднее, и они, видимо, перебрались в другие места.