Результаты с прицелом на будущее
Прошедшая 16 июня встреча Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве не привела к революционным переменам в отношениях двух стран, но может положить начало полноценному диалогу. Такую точку зрения разделяют эксперты, принявшие участие в дискуссии по итогам саммита на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА "Россия сегодня".
Важным результатом встречи двух президентов стало подписание совместного заявления, подтверждающего приверженность России и США контролю над стратегическими вооружениями, считает генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.
"Хотя договор СНВ-3 продлен на пять лет, времени не так много. Очень хотелось бы, чтобы стороны договорились о новой модели контроля над вооружениями", — говорит он.
Немаловажным выглядит и согласие США включить в тематику взаимных консультаций проблему кибербезопасности. Раньше к подобной идее американская сторона относилась негативно, предпочитая бездоказательно обвинять Москву в хакерских атаках, добавляет эксперт.
"Послы — это "генералы", но у любых генералов должна быть "армия". Это значит, что нужно все-таки восстанавливать работу посольств в полном объеме, возвращать дипломатов, консульские службы", — подчеркивает специалист.
В российско-американских отношениях накопилось много проблем, которые не исчезнут после первой же встречи, констатирует директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.
"Саммит должен дать старт консультациям, переговорам. Если произойдет формирование рабочих групп, если начнутся встречи, а все это дополнят телефонные переговоры или очные встречи глав государств, диалог будет возобновлен. Результат мы увидим в течение ближайших недель", — прогнозирует он.
Не повторить путь Трампа
Женевский саммит невольно сравнивается со встречей Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки в июле 2018-го — почти три года назад, замечает Валерий Гарбузов.
"От переговоров с Трампом у всех тоже было много ожиданий. Некоторые даже называли эту встречу исторической. Разговор был приятный, все улыбались. В итоге все "ушло в песок". Не хотелось бы, чтобы в будущем мы точно так же говорили о саммите в Женеве", — отмечает эксперт.
Вместе с тем в пользу Байдена говорит достаточно быстро организованная встреча с Владимиром Путиным, обращает внимание Андрей Кортунов. Предыдущему президенту США — Трампу — потребовалась полтора года на то, чтобы провести свои первые и последние отдельные переговоры с российским лидером.
"Нынешнее руководство Белого дома говорит о так называемом "новом" отношении к России — избирательном сотрудничестве. Это очень хорошая зацепка. Стержнем будущего сотрудничества может стать сфера контроля за вооружениями, проблемы стратегической безопасности. В дальнейшем повестку нужно расширять. Декларация двух сторон по итогам встречи — это многообещающее начало", — считает он.
Европа, санкции и Украина
Даже небольшое "потепление" в отношениях США и России неизбежно ослабит антироссийскую риторику европейских союзников Вашингтона, поэтому позитивный исход саммита выгоден Москве в геополитическом аспекте, уверен Валерий Гарбузов.
"Теперь сторонникам сотрудничества с Россией в Брюсселе станет немного легче, потому что ЕС всегда так или иначе оглядывается на Вашингтон. Они учитывают американскую позицию по России. Я полагаю, нашим коллегам из Германии, Италии и Франции будет легче выдвигать новые инициативы, предлагать новые форматы взаимодействия с Москвой, чем это было до встречи в Женеве", — соглашается Андрей Кортунов.
Эксперт не исключает, что переговоры Байдена и Путина помогут восстановить работу совета Россия — НАТО, прекращенную в апреле 2014 года. Возобновление контактов создало бы дополнительные возможности для укрепления европейской безопасности.
В вопросе западных санкций против России никаких изменений не последует, полагает программный директор РСМД, доцент МГИМО Иван Тимофеев.
Впрочем, достичь взаимопонимания по некоторым важным вопросам лидеры двух стран все же не смогли, констатирует Андрей Кортунов. К таким проблемным темам он относит Украину. Взгляды сторон тут сильно расходятся — рассчитывать на единство позиций пока невозможно.
"Оба президента коснулись этой темы, но ни о чем не договорились. Есть общее понимание — надо соблюдать Минские соглашения. Проблема в том, что их соблюдение совершенно по-разному интерпретируется Россией и США. Формула была повторена, но каждый остался при своем. Тема Украины поднималась, но прогресса в этом вопросе достигнуть не удалось", — заключает Иван Тимофеев.
О чем рассказал Путин по итогам встречи с Байденом, читайте в другом материале.