Какие финансовые выгоды может извлечь Узбекистан при вступлении в ЕАЭС? Что нужно республике, чтобы интеграция прошла плавно? Как членство в союзе будет развивать энергетику страны? Об этом Sputnik рассказал руководитель направления Центра интеграционных исследований ЕАБР Тарас Цукарев.
Ни одна отрасль не пострадает
Узбекистан становится ключевым элементом экономической интеграции во всей Евразии. К такому выводу приходят аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) в докладе "Узбекистан и ЕАЭС", представленном 1 июля в Москве.
У любой международной организации есть сторонники и противники. ЕАЭС не является исключением: обсуждая возможность вступления Узбекистана в союз, скептики неоднократно высказывали мнение, что ряд отраслей узбекистанской экономики рискует пострадать, особенно ключевая сфера — автопром.
Однако экономисты ЕАБР не разделяют этих опасений.
"Наоборот, интеграционные процессы будут способствовать активному развитию автомобилестроения. Автопром в Узбекистане существует не первый год. И это не один-два завода, а целый холдинг, насчитывающий 30 предприятий. Все они имеют свою нишу в регионе. У них есть свои клиенты, свое видение бизнеса. Поэтому интеграция не отразится на эффективности автопрома", — отметил Цукарев.
"При этом на территории Беларуси работают российские производители. Но у Geely есть своя доля на рынке. Предприятие еще и экспортирует автомобили в Россию", — рассуждает эксперт.
В Узбекистане в принципе нет отраслей, не подготовленных к интеграции в ЕАЭС, считает Цукарев. Однако важно гармонизировать санитарные и технические регламенты со стандартами объединения. Унификация институциональных элементов даст толчок торгово-экономическим отношениям Узбекистана и государств — членов союза.
"Все финансовые и производственные барьеры упираются в технический регламент. Предприятия Узбекистана и сейчас успешны, но при гармонизации получат больше клиентов, новые ниши для ведения бизнеса", — объясняет представитель ЕАБР.
Как решить проблему водоснабжения?
Инфраструктурные инвестиции — вот, что может получить Узбекистан при вхождении в ЕАЭС. По оценкам ЕАБР, их объем может достигать 1,5 миллиарда долларов в год.
Это дополнительные 0,3-0,4 процента ВВП, что будет существенным плюсом для страны, отметил Цукарев.
Впрочем, водный комплекс в республике изношен не меньше, а 92 процента его объема приходятся на ключевую экономическую отрасль — сельское хозяйство. В результате Узбекистан теряет почти треть водопотребления за год, что увеличивает и так существующий дефицит водоснабжения в стране.
"Это важный вопрос для всей Центральной Азии. Мы считаем, что его можно решить за общим столом переговоров. И институты ЕАЭС могут дать площадку для совместного обсуждения", — сказал Цукарев.
Дополнительные 2 миллиарда долларов в год
Еще один плюс от вступления Узбекистана в ЕАЭС касается рядовых граждан, особенно трудовых мигрантов. Как считает Тарас Цукарев, возможность пользоваться общим рынком труда союза даст Узбекистану дополнительный годовой приток денежных переводов в 2 миллиарда долларов. Сейчас из России узбекистанцы перечисляют 4,4 миллиарда в год.
"Рост денежных переводов — это еще 0,3-0,4 процента к ВВП страны. Помимо этого, ЕАЭС обеспечит мигрантам общий рынок труда, упрощенный миграционный учет, пакет социальных гарантий, признание узбекистанских дипломов, а также свободное перемещение и возможность пользоваться всеми благами общего рынка союза", — перечислил аналитик.
По мнению Тараса Цукарева, экспорт узбекистанских товаров в рамках интеграции может достичь 1,2 миллиарда долларов (поставки из Узбекистана в ЕАЭС в 2020 году составили 781,6 миллиона долларов).
"Также не стоит забывать, что совместная работа стран — членов союза может привести к активному включению республики в трансевразийские транспортные коридоры", — напоминает эксперт.
Восстановиться после пандемии
Евразийский экономический союз в состоянии помочь Узбекистану быстрее преодолеть постковидный кризис.
"Инвестиции ЕАЭС дадут необходимый глоток воздуха узбекистанской экономике. Узбекистан может увеличить темпы прироста ВВП до 6,6 процента — показателя, который был до пандемии. Все-таки ЕАЭС — это рынок емкостью 2 триллиона долларов с 200-миллионным населением", — говорит Цукарев.
Восстановиться после пандемии Узбекистану помогут развитие промышленной кооперации с государствами — членами союза и инвестиционное сотрудничество, считают в ЕАБР.
По данным ЕАБР, основные группы товаров, где может быстро вырасти взаимная торговля, — это машиностроение, черные металлы, пшеница, минеральные продукты и древесина.
Членство Узбекистана в крупном интеграционном объединении может стимулировать и торговые соглашения с третьими странами, заключил Тарас Цукарев.