Американцы покинули Баграм, свою крупнейшую базу в Афганистане, — и вывод западных войск вступил в финальную стадию. Уже к воскресенью, то есть к Дню независимости США, там останется немногим более тысячи американских военнослужащих, обеспечивающих охрану кабульского аэропорта и посольства.
Но по соглашению с талибами, как пишет обозреватель РИА Новости, американцы должны вывести вообще всех своих военных — нарушение приведет к срыву договора. Так что им придется уйти до 11 сентября, как и другим западным военным. Остаться (точнее, вернуться) могут только турки: США просят их (мусульмане не вызывают у талибов такого неприятия, как западные "крестоносцы") обеспечивать безопасность кабульского аэропорта, то есть держать его под контролем в охваченной гражданской войной стране на тот случай, если нужно будет оказывать экстренную помощь кабульскому правительству. Ведь его ближайшее будущее уже под огромным вопросом — даже американские спецслужбы не уверены, что оно продержится до конца года.
Уже сейчас Вашингтон ведет переговоры с правительствами ряда среднеазиатских государств, но не о размещении американских войск (на это шансов нет — Штатам отказал даже их бывший союзник Пакистан), а о временном убежище для нескольких тысяч афганских граждан, которые помогали американцам. То есть США хотят, чтобы в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане приютили около 9 тысяч коллаборационистов, которых сами американцы не торопятся забирать в Новый Свет. Потом им могут дать американские визы или вид на жительство, а могут и не дать. Среднеазиатские страны скорее всего примут этих пособников американской оккупации, как принимают афганских военных, бегущих в Таджикистан и Узбекистан из приграничных зон, захваченных на днях талибами. Но главный вопрос для всей Средней Азии — да и для России — сейчас в том, что дальше будет происходить в ИРА и как можно повлиять на ситуацию.
Да, внешних сил, ибо сами по себе афганцы договориться не смогут — не потому, что отвыкли от самостоятельности или ненавидят друг друга, а потому, что ИРА слишком важна для множества соседних государств, чтобы они могли отказаться от участия в определении ее будущего. Причем среди этих стран сильнейшие региональные и мировые игроки — Китай, Пакистан, Индия, Иран. И конечно, Россия, для которой будущее Афганистана имеет принципиально важное значение.
У России есть немалое влияние в ИРА и ответственность за безопасность Средней Азии. Но, чтобы повлиять на будущее, нужно правильно понимать происходящее сейчас, а даже с этим все очень непросто.
Американцы уходят из Афганистана, чтобы взорвать Среднюю Азию и поджечь Россию с юга — подобные представления не так уж редки в нашей стране. Ну хорошо, уходят они не поэтому, но последствия все равно будут катастрофическими для Средней Азии, говорят другие. Узбекистан и Таджикистан загорятся усилиями афганских таджиков и узбеков! Надо остановить огонь уже на афгано-таджикской и афгано-узбекской границе! Нет, не успеем, все пропало — надо уже укреплять границу с Казахстаном!
Отдельные вольные местные отряды, присягнувшие ИГИЛ* или "Аль-Каиде"*, представляют для талибов (тем более ставших властью) такую же угрозу, как и для нынешних властей, и будут уничтожаться. При попытке же их прорыва на север, в среднеазиатские республики, по ним будут бить уже таджикские и узбекские (а есть еще и туркменская граница) военные. Естественно, при помощи России, которая усилит как свои военные базы в регионе, так и поставки вооружения среднеазиатским союзникам.
Так в этом же и есть американский "хитрый план" — заманить Россию в Афганистан! Для начала нас втянут в бои на афганских границах, а потом мы незаметно обнаружим новый "ограниченный контингент" своих войск и в самой ИРА. Такие предостережения тоже звучат, но надо совсем не понимать российскую внешнюю политику, чтобы предполагать даже минимальную вероятность подобного сценария. Да и верить в наличие таких американских расчетов — при всем том, что англосаксы, конечно, с удовольствием поставили бы России "большой среднеазитский капкан". Вот только возможностей для этого у них сейчас просто нет. И в целом не нужно считать тех же американцев гениальными манипуляторами и хитропланщиками. Ведь даже обстоятельства их ухода из Афганистана говорят совсем о другом: их влияние в регионе не просто не выросло, оно кардинальным образом подорвано.
Конечно, Средняя Азия не застрахована от дестабилизации: у постсоветских республик много внутренних проблем, есть и приграничные споры, и конфликты. Однако переоценивать влияние афганских проблем на безопасность этих государств все же не стоит, тем более что все они (даже не входящие в ОДКБ) находятся под военно-политическим зонтиком России. Которая не собирается в новый афганский поход, но, конечно, в состоянии обеспечить защиту своих союзников, если искры афганского пожара начнут слишком сильно лететь через границы.
Последнее, впрочем, далеко не предопределено, да и у самих афганцев есть шанс пройти период постамериканской реабилитации относительно малой кровью. Россия не просто может, но и обязана помочь им в этом — ради нашей общей безопасности. Именно поэтому в пятницу в Москве секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев принимал афганского коллегу Хамдуллу Мохиба, а министр иностранных дел Сергей Лавров резко критиковал "безответственное поведение некоторых официальных лиц правящих структур Афганистана, всячески пытающихся еще больше затянуть процесс подготовки реальных мирных переговоров" с талибами, заявив, что они "должны задуматься над последствиями таких действий для своей родины".
Хотя, может быть, часть афганского руководства сознательно тянет время, надеясь просто сбежать из ИРА вслед за американцами.
*Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран.