Некоторые клиенты Азата рассказывают ему о своей жизни. Он поделился с нами печальными историями, которые довелось услышать во время работы. Повествование ведется от первого лица.
Хлопнул дверью и ушел навсегда
Многие знакомые, с которыми я когда-то начинал бизнес, стали мебельными магнатами. У них есть интернет-магазины, налажен маркетинг и есть стабильные продажи. Они уже не скупают старье, не занимаются реставрацией и не рвут жилы, чтобы продать пару кроватей. А я по-прежнему разъезжаю на "Портере", спускаю с этажей матрасы с блохами, торгуюсь со старушками и, случается, даже ругаюсь.
Часто приходится возвращать людей с небес. Многим кажется, что я обесцениваю их имущество, иногда они машут перед носом прайсами на новую мебель: дескать, "точно такая же кровать стоит 20 тысяч, а я прошу всего пять". В этом случае отвечаю: "Кровати, как ваша, я скупаю по тысяче сомов. Хотите — отдавайте, а нет — выносите к мусорным бакам". Проблема в том, что я зарабатываю на мелких продажах; было бы больше денег, скупал бы дорогую мебель, и накрутка была бы ощутимой. А так… беру за 1,5-2 тысячи, вкладываю немного и продаю недорого. Работаю с людьми, похожими в социальном плане на меня самого. Многие распродают свой скарб из-за безысходности. Не потому что хотят приобрести что-то новое, а потому, что нечем оплатить коммунальные услуги. А еще бывает, что на этих кроватях просто некому спать.
Женщина одна вырастила сына и, чтобы тот получил хорошее образование, много лет проработала на кухне в кафе — чистила лук. "До сих пор руки пахнут, понюхай... Сына любила, юлой вокруг вилась, никакой личной жизни, ничем не обделяла, все вкусное и самое лучшее, но таким он вырос… Вспыльчивым, злопамятным, обидчивым. Я развелась с мужем, когда сын был совсем маленьким, считала, что заменяю ему отца, но, видно, не получалось. Эгоистичный, равнодушный, ему на все было наплевать. Как-то, будучи уже взрослым, закатил скандал из-за мелочи, кричал на весь дом, потом ушел, хлопнув дверью. Как оказалось, навсегда… Первое время искала его по больницам и моргам. Потом думала, может, в Казахстан уехал и в рабство попал. Дурные мысли лезли в голову. В милиции заявление регистрировать не стали — сказали, взрослый парень, перебесится и вернется. На местную передачу "Жди меня" ходила, плакала в студии, так вся страна узнала о моей беде. Со временем смирилась, отпустила, даже похоронила мысленно... Весточка о сыне пришла через 15 лет — знакомые встретили его в Чалдоваре. Женат, есть дети, вполне неплохо выглядит, не сказать, что измучен жизнью. Передал, кстати, чтобы я не обижалась: дескать, он выбрал свой путь. Ну и бог с ним, главное — живой. Хорошо, что сердце не совсем разболтанное, вынесла и этот удар", — рассказала мне старушка.
Я был в шоке от услышанного, нахлынули противоречивые чувства. Пришел домой, поговорил на эту тему с сыновьями, спросил, не поступят ли они так со своей матерью, если меня не станет. Ответ был обнадеживающим, хотя ребята только подрастают. Кто знает, что ждет нас с женой в старости?.. Сына той женщины не обвиняю: всегда нужно выслушать вторую сторону конфликта. Однако, как бы там ни было, разве можно причинять боль единственному родному человеку?
Женщина увидела цифру на весах, и на глаза навернулись слезы
Однажды поехал по заявке на окраину города. Женщина и трое ее малолетних детей спустились в подвал многоэтажного дома и принялись таскать к машине пакеты и мешки с ватой. Шустро они это делали, целую гору натаскали, но вата объемная, а веса в ней мало. Взвешиваю — там 40 килограммов, это 400 сомов из расчета 10 сомов за килограмм. Увидев цифру на весах, женщина расстроилась. Дети обступили мать, в глаза ей заглядывают, а у нее слезы наворачиваются. Может, рассчитывала получить больше, долг отдать и на продукты еще оставить… Не знаю, в общем, что там случилось, но я отдал ей 500 сомов вместо 400 и уехал. Очень тяжело на душе было.
Диван был забит мусором
Сейчас между мебельщиками большая конкуренция, и качество изделий стало улучшаться. А раньше был тихий ужас. Как-то раз молодая семья попросила меня отреставрировать мягкую мебель. Это был подарок родителей невесты на свадьбу, купленный на Ошском рынке. Помните, раньше у центрального входа мебель продавали? Так вот, у молодых родился сын, а когда чуть подрос и научился орудовать ножницами, продырявил ими диван в нескольких местах. Все бы ничего, но клиентов смутило содержимое мебели, которое стало вываливаться наружу. Я знаю, что некоторые недобросовестные мебельщики используют швейные отходы, однако это был самый ужасный вариант такой работы. Диван оказался забит обрезками тканей вперемешку с женскими волосами. Отходы скорее всего собирали в кучу, туда же сметали мусор, потом все это трамбовали в мешки и отправляли в мебельный. Владельцам обоих цехов выгодно такое сотрудничество: швейники отдают отходы, чтобы не платить за вывоз мусора, а мебельщикам не приходится тратиться на поролон.
Считаю, что в любом деле, при любых обстоятельствах важно оставаться человеком. Я и коллегам говорю: "Какой бы успешный бизнес ты ни построил, каких бы благ ни достиг, люди буду помнить, на чем и как ты поднимался. И швейные отходы с волосами, которые когда-то использовал, еще не раз "всплывут" в твоей жизни". Причем необязательно в прямом смысле слова.