Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла пакет документов, которые упростят таможенное регулирование внешней электронной торговли. Сейчас процедура декларирования зарубежных посылок занимает много времени, в результате чего некоторые товары доходят до получателей с задержкой. В будущем все формальности возьмет на себя оператор трансграничной интернет-торговли.
Пробный шаг
В минувший вторник, 3 августа, коллегия ЕЭК утвердила пакет документов для запуска в странах Евразийского экономического союза пилотного проекта в области внешней электронной торговли товарами.
Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, фактическое применение проекта начнется с ноября нынешнего года, а продлится он до конца декабря 2022-го.
Параллельно с этим в ЕЭК разрабатывают поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС. В документ добавят два понятия: товары электронной торговли и деятельность оператора электронной торговли.
Возможность создания института операторов сейчас обсуждает рабочая группа комиссии. Предполагается, что прохождение таможенных процедур будут обеспечивать уполномоченные компании.
"Надо создать коридор для осуществления интернет-торговли через оператора, чтобы это было быстро, удобно, чтобы были гарантии по уплате необходимых платежей и соблюдению технических вопросов", — подчеркивал министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев.
Подобный формат работы удобен для контролирующих органов, получающих информацию из одного источника, а также для граждан, которые смогут не опасаться за качество и безопасность товаров.
Доставка без опозданий
Внимание ЕЭК к сфере внешней электронной торговли закономерно. По экспертным оценкам, объем импорта товаров в ЕАЭС, купленных на иностранных интернет-площадках в 2019 году, составил 8,8 миллиарда долларов. По мере перераспределения потребительского спроса в "онлайн" этот показатель будет ежегодно увеличиваться на 6-10 процентов.
Десять лет назад масштабную торговлю в интернете было очень сложно представить, добавляет начальник отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Вадим Козаев.
"В то время товары в основном завозились в страны большими партиями, затем распространялись по магазинам, где люди их покупали. Сейчас покупатели могут чуть ли не напрямую выйти на продавца, многие товары из традиционного торгового оборота переходят в сферу интернет-торговли. В результате количество мелких посылок, пересекающих границу, растет с каждым годом", — объясняет он.
В такой ситуации многократно увеличиваются риски несоблюдения законодательства, замечает Вадим Козаев. Предотвратить их может только надлежащее таможенное администрирование.
Сейчас таможенники проверяют каждую посылку и прилагаемую к ней документацию фактически "в ручном режиме". На это уходит много времени, поэтому посылки могут задерживаться и не всегда приходят вовремя, признает собеседник Sputnik.
"Мы предусмотрели специальные формы, чтобы информация о товаре подавалась в электронном виде. Таможенные системы будут обрабатывать сведения автоматически, точечно выбирая подозрительные посылки для контроля. Все остальные без лишних затруднений отправятся к получателям. За время эксперимента ЕЭК определит круг лиц, которые будут получать в электронном виде информацию от интернет-площадок о товаре, затем обмениваться ей с таможней. Это минимизирует дополнительный контроль и задержки в оформлении товара", — резюмирует он.
Дешевеющие посылки?
По словам Ильи Стрелкова, в перспективе пилотный проект ЕЭК позволит сократить время доставки заграничных посылок по территории ЕАЭС и снизить стоимость таких услуг.
"В проекте заложены механизмы, которые должны ускорить и упростить процедуры оформления товаров. Это может положительно сказаться на времени получения посылок после их покупки за рубежом. Первый из таких механизмов – упрощенная форма декларирования. Второй – подключение "Почты России" (и почтовых операторов из стран ЕАЭС – Sputnik) к проекту для оказания экспертной и технологической поддержки", — подчеркивает эксперт.
Он добавляет, что еще одним позитивным моментом может стать снижение объемов контрафактной продукции, поступающей в страны ЕАЭС (в 2020 году таможенные органы союза обнаружили 15,3 миллиона единиц контрафакта).
Однако эксперт обращает внимание, что сделать практические выводы о влиянии пилотного проекта ЕЭК на скорость и безопасность доставки можно будет только после начала активной стадии его реализации – после ноября 2021 года.