В конце прошлой недели из России в Бишкек прибыла внушительная делегация чиновников и работников культурной сферы. Ольга Ярилова посетила студию радио Sputnik Кыргызстан.
— Ольга Сергеевна, на перекрестный год наших стран возлагалось много надежд, которые касались не только различных культурно-массовых мероприятий. Например, коллектив и зрители театра Русской драмы имени Чингиза Айтматова ждали его потому, что в здании театра должны были сделать ремонт. К сожалению, оно до сих пор в плачевном состоянии. Получится на будущее запланировать спектакли, которые проходили бы на сцене нашего Театра русской драмы?
— Начну с того, что перекрестный год сотрудничества "Россия — Кыргызстан", о проведении которого было объявлено в конце 2019 года, — это уникальное событие для всех сфер взаимодействия наших стран. По части культуры было порядка сорока мероприятий, несмотря на то, что распространение коронавируса в прошлом году внесло существенные коррективы в наши планы.
В рамках своего визита я посетила Русский театр драмы имени Чингиза Айтматова. Конечно, вопрос о его капитальном ремонте является первоочередным. Театр был основан в 1935 году, последняя реконструкция здания проводилась в 70-х. Самой большой нерешенной трудностью является оснащение театральным оборудованием. В частности, механика сцены требует срочного капитального ремонта. Кроме того, крайне необходимы реставрация зрительных кресел, замена занавеса.
Насколько известно, в 2019 году уже была подготовлена проектно-сметная документация по капитальному ремонту. Будем надеяться, что в скором будущем отложенные по причине пандемии работы начнутся.
Со своей стороны мы уделяем большое внимание Русскому театру драмы имени Чингиза Айтматова. Основным направлением поддержки деятельности русских театров зарубежья выступает программа Минкультуры России "Большие гастроли". Театр драмы имени Айтматова в Бишкеке входит в число активных ее участников. Так, в сентябре 2019 года на его сцене прошли показы спектаклей Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова. В ноябре 2019-го труппа театра показала уже свои спектакли в трех городах Российской Федерации: Челябинске, Магнитогорске и Кургане. В этом году организуем выступления труппы Русского театра Чингиза Айтматова в Республике Марий Эл и Нижегородской области в октябре–ноябре.
Молодые актеры и творческие работники Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова постоянно участвуют в образовательных и просветительских программах фестиваля "Встречи в России" в Санкт-Петербурге. Руководители театра из Бишкека принимают активное участие в мероприятиях Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, созданной в рамках этого фестиваля. Руководство театра и режиссеры-постановщики спектаклей являются членами ассоциации.
С учетом имеющихся связей и реализуемых программ мы, конечно, поработаем над организацией мероприятий в вашем театре в следующем году и продолжим практику поддержки труппы в рамках российских гастрольных проектов.
— Успели ли вы во время своего визита прочувствовать общее межкультурное пространство России и Кыргызстана?
— Конечно! При подготовке Дней России, которые сейчас проходят в Бишкеке, мы советовались с российскими учреждениями культуры. В июле этого года в Москве встречались с министром культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики Кайратом Иманалиевым. Тогда мы пришли к полному взаимопониманию, что отдельным мероприятием сделаем конференцию, посвященную культурному единству России и Кыргызстана. Она прошла с большим успехом в Национальной библиотеке в Бишкеке.
Нам действительно есть о чем поговорить. Земля Кыргызстана была одним из очагов древнейшей цивилизации. Память традиций неотделима от народа. Российские деятели культуры, плодотворно трудившиеся на гостеприимной земле Кыргызстана, способствовали развитию национального самосознания, помогли расцвести новым талантам в разных видах искусства. Взаимодействие культур — это дорога с двусторонним движением. В ходе развития национальная культура Кыргызстана не только обогащалась вкладом российских деятелей науки и культуры, но и вносила свою лепту в развитие российской и мировой культуры.
Продолжительная совместная работа сформировала подлинное братство двух народов, и оно особенно ярко проявилось в тяжелые годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Трудящиеся Кыргызстана доставили в город на Неве 50 вагонов с продовольствием, в которых остро нуждались жители. Навсегда останется в памяти тот факт, что Кыргызстан принял многих детей-сирот из детских домов Ленинграда.
Ну и, конечно, главным примером взаимодействия культур и достижений национальной кыргызской культуры можно считать творчество Чингиза Айтматова, писавшего свои произведения и на кыргызском, и на русском языках.
Кыргызстан и Россию объединяет общий культурный код. Наши страны обладают бесценным богатством — уникальным культурным наследием. Самобытность наших культур с одной стороны и опыт взаимовлияния с другой являются неисчерпаемым источником культурного сотрудничества.
— Какова роль министерства культуры в современном государстве и какие основные задачи приходится решать вам и вашим коллегам, чтобы чувствовать, что ваша работа нужна людям?
— На сегодня за счет новой инфраструктуры, новых форматов работы учреждений культура становится намного доступнее и ближе населению вне зависимости от места проживания. Все это стало возможным благодаря национальному проекту "Культура". Важно отметить, что свыше 90 процентов бюджета нацпроекта направлено на поддержку регионов. За время реализации нацпроекта в России открыто более 650 сельских домов культуры, реконструированы и капитально отремонтированы 14 детских театров, модернизировано более 300 библиотек, более 250 кинозалов, поставлено более 200 автоклубов, 650 детских школ искусств и училищ получили новое оборудование и инструменты.
Инфраструктурные мероприятия дополняются работой над содержанием культурных учреждений. Например, на базе ведущих творческих вузов страны создано 17 центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров, в которых за два года обучение прошли более 60 тысяч человек.
Программа "Волонтеры культуры" позволила создать в нашей стране уникальную среду для развития добровольческого сообщества в сфере культуры. На сегодня волонтерами культуры стали более 114 тысяч человек.
Наконец, упомяну еще несколько важных проектов в достижении национальных целей развития — межведомственный проект "Культура для школьников", проект "Музейные маршруты России" и, конечно же, новая программа "Пушкинская карта".
Многое показал период пандемии. В это время требовалась особая поддержка как государственным, так и частным учреждениям культуры. И нам удалось сделать многое: сохранить уровень заработной платы сотрудников подведомственных учреждений, не уменьшать государственное задание федеральным учреждениям, помочь финансово нашим кинотеатрам и кинокомпаниям, обеспечить питание и надлежащий уход за цирковыми животными и обитателями зоопарков. Причем помощь частным циркам и зоопаркам была оказана впервые. Многие опасались массовых увольнений работников культуры, но, в отличие от западных стран, где артисты переквалифицировались в курьеров, нам удалось этого избежать. Фактически в ежедневном режиме просчитывались выпадающие доходы федеральных учреждений, которые потом были компенсированы.
Самое главное — деятели культуры продолжили свою работу, адаптировались к периоду самоизоляции, который особенно остро ударил по привычной творческой жизни. Получая поддержку со стороны государства, они смогли максимально оперативно перевести свои проекты в онлайн-формат. Ключевую роль в этом процессе сыграл уже накопленный опыт цифровизации сферы культуры. В 2020 году этот темп значительно увеличился, а флагманом процесса был портал "Культура.РФ".
— Как вы считаете, культура должна быть близкой всем или какие-то ее направления могут быть интересны только небольшой группе ценителей?
— В этом контексте важно упомянуть два взаимосвязанных процесса — цифровизацию культурного пространства и развитие креативных индустрий. В рамках первого направления ведется работа по созданию виртуальных концертных залов и мультимедиа-гидов, проведению онлайн-трансляций культурных событий, оцифровке книжных памятников и так далее. Специализированные виртуальные концертные залы открываются в региональных филармониях, детских школах искусств, музеях, библиотеках. Уже сейчас свыше 8 миллионов человек в самых отдаленных уголках страны могут получить бесплатный доступ к концертам известных коллективов и солистов. Большая работа проделана по направлению музеев. Так, сейчас функционирует платформа "Артефакт", где всем желающим доступны мультимедиа-гиды по музеям. Их можно использовать как непосредственно в учреждениях, так и посетить экспозиции удаленно, не выходя из дома. Уже сейчас в приложении "Артефакт" доступно 380 выставочных проектов с интерактивными гидами.
Фактически при помощи современных технологий стираются географические, возрастные, социальные границы для доступа к культурному наследию страны.
По второму направлению работы — творческим индустриям — важно отметить, что сегодня результаты интеллектуальной и творческой работы все большее влияние оказывают на экономические и социальные процессы. Например, комфортная среда в городах и сельской местности формируется в том числе и вокруг современных объектов культурной инфраструктуры.
Минкультуры России впервые подготовило законопроект, в котором дается характеристика понятиям творческой, креативной индустрии. Кроме того, все нюансы будут более подробно раскрыты в Концепции развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки, которая уже внесена в правительство Российской Федерации.
Под творческими (креативными) индустриями следует понимать сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью. Примеры творческих индустрий: народно-художественные промыслы и ремесла, музыка, кино, анимация, живопись, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды.
Любая индустрия — это прежде всего люди, их идеи и инициативы. Начиная с малых лет, мы воспитываем талантливых ребят, развиваем инфраструктуру, чтобы как можно раньше раскрыть их творческий потенциал.
— Чем, на ваш взгляд, будут интересны выставки в Бишкеке, в открытии которых вы участвовали?
— Любая выставка — это возможность совершить уникальное путешествие. Мы привезли в Бишкек четыре выставочных проекта, каждый из которых расскажет зрителю свою историю и поможет познакомиться с многогранной российской культурой.
В Кыргызской национальной филармонии открылась выставка духовных художественных промыслов и ремесел России. Признаюсь честно — это один из моих самых любимых проектов. В каждом экспонате, будь то элементы традиционной одежды, украшения или игрушки, чувствуется душа мастера, которую он вкладывал, создавая этот предмет.
На выставке представлены эксклюзивные экспонаты ручной работы из разных регионов России: Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Коми, Башкортостана, Карелии, Липецкой, Тульской, Нижегородской областей и других регионов. Здесь демонстрируется самобытность русских художественных ремесел. Уверена, что эта экспозиция вызовет большой интерес у семей с маленькими детьми.
Отдельно хотела бы остановиться на выставке "Сюжеты и образы Низами: диалог Востока и Запада". Экспозиция построена таким образом, что зритель может погрузиться в литературные миры великого поэта, следуя за его героями на страницах рукописей, коврах, керамике и живописных полотнах. Представленные предметы подобраны таким образом, чтобы показать традицию восприятия и иллюстрирования произведений Низами в культурах Востока и Запада с XV по XX век.
Уверена, что эти два выставочных проекта не оставят равнодушными любителей истории, архитектуры и путешествий.
И последняя экспозиция, которая разместилась на площадке Русского дома, — это выставка детского рисунка. Меня как женщину, как маму, да и просто как неравнодушного человека каждый раз до глубины души поражает то, как дети умеют ярко выражать свои эмоции. Эта выставка — калейдоскоп детских переживаний, рассуждений "в красках" о понятии "Родина", о любви и фантазиях.
Я искренне желаю всем посетить Русский дом и окунуться в удивительный мир детства.
— Что бы вы хотели пожелать кыргызстанцам?
— В первую очередь — и сейчас это самое главное — мне хотелось бы пожелать всем крепкого здоровья. А как заместитель министра культуры желаю, чтобы культурная жизнь Кыргызстана радовала всех своим разнообразием, а культурное сотрудничество наших стран расширялось и развивалось. Ну а Министерство культуры Российской Федерации и Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики будут прилагать все усилия, чтобы запланированные совместные проекты успешно воплощались.