Sputnik Кыргызстан побеседовал с соотечественником Манасом Арстанбековым, который уже три года работает поваром в Катаре. 26-летний парень рассказал о своей жизни и мечтах.
— Когда вы впервые оказались в Катаре?
— В первый раз я попал в Катар еще в 2018 году. С тех пор работаю в сфере ресторанного бизнеса — сначала поваром-кондитером, а теперь поваром в ресторане. В ресторане сотрудники делятся на разные позиции в зависимости от образования и умений. Сейчас я помощник шеф-повара, эта позиция выше обычного повара.
Сначала я даже не знал английский. Вообще, тут много тех, кто работает и практикуется в языке. Я тоже планировал подучиться английскому и уехать затем в Европу или США, но условия в Катаре мне очень понравились, и пока я буду работать здесь.
— А до Катара в каких странах успели поработать?
— Пять лет работал в Москве. И полы мыл, и грузчиком был, и посудомойщиком в столовых, кафе и ресторанах. Вот тогда и научился премудростям поварского дела — четыре года работал кондитером. И хотя у меня нет специального образования, зато большой опыт в работе на кухне. Я вообще экономист — окончил один из наших вузов в 2018 году. Когда готовился к защите диплома, отправил резюме с портфолио своих кондитерских и кулинарных работ в одну из фирм по трудоустройству. И вскоре мне пришло сообщение из Катара о собеседовании. Я показал на фото и видео, как умею готовить. А так как у меня был плохой английский, пришлось заучивать фразы, чтобы хоть как–то пройти собеседование (смеется).
— Трудно было работать, не зная языка, да еще и на чужбине?
— Да, очень трудно — в те годы я вообще не говорил на английском. Сначала в Катаре мне помогала одна кыргызская девушка — она переводила мои слова на дегустациях моих работ руководству ресторана в Катаре. Так я получил работу, и в этом мне помог мой опыт кулинара. В ресторане не было ни одного понимающего русский язык, сотрудники в основном были из стран Африки и Азии, названия которых я даже не слышал раньше. Вначале мы работали и жили в одном месте — 22 человека на одной вилле. Общаясь с ними, я существенно улучшил свой английский, а ведь не умел даже до десяти считать (смеется). Как-то раз шеф-повар собрал нас и сказал: "Манас, посчитай до десяти". На кухне собралось много человек, и я, сбиваясь, начал считать, но до конца так и не смог. Все засмеялись, и тогда от стыда я стал усиленно учить язык и даже сейчас хожу на курсы.
— Кухню каких народов предлагает ваш ресторан? Готовите ли вы кыргызские блюда?
— Мы делаем упор на итальянскую кухню, но есть и арабские блюда. В Катаре большинство продуктов привозные. Они очень дорогие, а вкус и качество оставляют желать лучшего. Так, местные жители очень любят сладости, один десерт тут в ресторанах или в больших торговых центрах стоит около 100 риалов (2 300 сомов). Вообще, еда дорогая. Из-за высоких цен качество обслуживания тут всегда на высоте, а клиенты в основном катарцы.
Кыргызские блюда конечно готовлю, когда собираемся с друзьями. Вдали от родины особенно скучаешь по привычной еде. Но все равно кыргызские блюда тут не получаются такими вкусными, как дома.
— Трудовых мигрантов в Катаре, наверное, очень много. В каких сферах чаще всего работают кыргызстанцы?
— Местные жители относятся к кыргызстанцам очень доброжелательно. Если не ошибаюсь, наших тут порядка 1 000 человек. Я тут до сих пор не видел кыргызстанцев, выполняющих тяжелую, черную работу — на уборке улиц или стройке, например. Большинство наших тут работают бортпроводниками, менеджерами, официантами, поварами, супервайзерами. Также есть банковские сотрудники или те, кто занимается собственным бизнесом. В Катаре в основном работают мигранты из Индии, Бангладеш, Непала и Пакистана. Они готовы работать за невысокую плату.
— Вы достаточно получаете?
— Слава богу, заработок неплохой. По контракту работаю 8 часов, но иногда по желанию можно и дольше, а переработка оплачивается по двойному тарифу. Например, мой оклад 1 200 долларов, за дополнительные часы получаю надбавку. Вообще, тут ценятся честность, старательность и качество работы, поэтому те, кто работает спустя рукава, долго не задерживаются. Компания всегда поддерживает сотрудника за рвение. Чтобы повышать статус и позицию, мы посещаем различные тренинги и курсы повышения квалификации.
— Планируете вернуться в Кыргызстан?
— Думаю легализовать в Катаре диплом, полученный на родине, и подать резюме для работы в банке. Но для этого нужно знать не только английский, но и арабский. Конечно, хочется завести семью, поработать здесь несколько лет и вернуться в Кыргызстан. На родине хочу открыть маленькую кондитерскую. Бог даст, все получится.