Участившиеся драки мигрантов в Москве вызывают беспокойство и у жителей, и у властей российской столицы. С таким заявлением выступил глава департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Виталий Сучков 29 сентября на конференции "Москва — территория взаимопонимания" в Общественной палате Российской Федерации (ОПРФ).
"Нам важно пересмотреть подход к работе с мигрантами общественных организаций и национально-кульутрных автономий", — сообщил Виталий Сучков, добавив, что также общественники должны вместе выработать меры борьбы с негативными стереотипами о приезжих.
В итоге спикеры конференции насчитали 5 главных мифов о мигрантах. Как они звучат — в материале Sputnik.
Миф 1: мигранты — это люди только с низкой квалификацией
Когда в СМИ говорят о мигрантах, то уделяют внимание в основном рабочим, рассуждает профессор, член Общественного совета при МВД РФ Владимир Волох. "А это широкая категория, — уточняет он. — Есть межгосударственная миграция, есть внутригосударственная, которая включает в себя маятниковую миграцию. То есть, если человек из Люберец приехал в Москву и вечером вернулся, он тоже мигрант, только маятниковый".
Также существует учебная миграция (люди, приезжающие в Россию получать образование) или спортивная (иностранные участники соревнований), перечисляет Волох. Поэтому, когда в отдельных СМИ о мигрантах говорят лишь в негативном ключе, как о людях с низкой квалификацией, это ошибка, говорит эксперт.
"Более того, мы проводили исследование с Международной организацией по миграции — отказаться от трудовых мигрантов сегодня не может ни одна страна в мире. Но важно, чтобы в случае с Россией они приезжали только в те регионы и в те организации, где они необходимы для российской экономики. И переход на организованный набор мигрантов — это правильное направление", — сказал Волох.
Миф 2: все преступления — из-за мигрантов
В распространении этого стереотипа тоже виноваты "недобросовестные СМИ и не совсем честные политтехнологи", утверждает Владимир Волох.
"Акцентируют внимание на негативных последствиях, — говорит он. — А почему никто не вспоминает цифры, которые в России были до пандемии? Иностранные граждане и лица без гражданства совершают до 2 процентов от общего количества преступлений в стране. Конечно, даже если преступление совершено, оно не должно остаться без внимания. Но драматизировать ситуацию не стоит".
"Она носит эпизодический характер, поэтому и у москвичей, и у мигрантов проблемы восприятия взаимоотношений. Советскому поколению еще в детском саду рассказали, что такое дружба народов и как она важна, а молодежь этого не знает. Не знает, что Москва живет богатейшей этнической жизнью, сколько национальных мероприятий у нас проходит, не видит параллелей между нашими культурами. Отсюда и боязнь чужаков", — говорит она.
Миф 3: старейшины землячеств остановят драки
Когда представители власти узнают о драках мигрантов, первая их реакция — это обращения к руководителям национальных общин. Почему? Потому что многие наслышаны о том, как на Востоке принято почитать старших, объясняет Маргарита Лянге. Однако в реальности ни одно этнокультурное объединение не может решить подобных проблем.
"В Москве нет жесткой иерархии "старший-младший", — говорит она. — Да и, приезжая сюда, люди хотят раствориться. Они не хотят иметь дела с аксакалами, а для некоторых представителей молодежи и вовсе нет авторитетов".
Впрочем, добавляет Лянге, даже если лидеры мнений в общине есть, вряд ли они будут публично говорить о проблемах, царящих внутри сообщества, — например, о том, что мигранты переносят происходящие на родине межнациональные или территориальные конфликты в Россию.
Однако важно понимать: национальные объединения создавались интеллигенцией именно для поддержания родной культуры, а не для интегрирования людей в российское общество, замечает Маргарита Лянге. "Поэтому некоммерческие организации — это переоцененный ресурс", — считает она.
Миф 4: мигранты просто вывозят деньги из страны
Сегодня тема миграции вызывает раскол в российском обществе, считает руководитель Комиссии ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин. По его мнению, этот раскол показали недавние выборы в Российскую думу — кто-то считает, что мигрантов нужно поддерживать, а кто-то делает заявления в духе "иностранные рабочие отправляют все заработанные в России деньги на родину".
"Это же выигрышная тема — "вот понаехали тут", — говорит Зорин. — Мол, раздевают страну, где сами работают. А на самом деле 8-9 процентов валового продукта в Российской Федерации создается трудом мигрантов. И государство это (важность мигрантов. — Ред.) понимает, национальная политика России включает три аспекта — межнациональные отношения, государственно-религиозные отношения и миграцию".
Миф 5: от мигрантов в России одни проблемы
По словам Владимира Зорина, в 2021 году отрицательное отношение к мигрантам в отдельных регионах России достигло 40-60 процентов. Данные цифры пытается объяснить Виталий Сучков: люди считают иностранных рабочих источником проблем, однако, по его мнению, любую проблему можно решить в зародыше.
"Те же лидеры землячеств не всегда знают о местах, где мигранты предпочитают проживать или проводить свободное время, — говорит он. — А нам важно, чтобы активисты бывали там, общались с земляками, понимали их чаяния, обсуждали какие-то правила работы и жизни в нашей столице. Мы сейчас договорились, что они должны приезжать туда, прислушиваться к пожеланиям мигрантов — возможно, они с невыплатами сталкиваются или бытовые условия плохие, чтобы решить проблему, пока она не переросла в конфликт".
"Жизнь мигрантов нужно правдиво освещать, но хочется и позитива, тем более он есть, — заявил он. — Например, одна из московских префектур провела конкурс на лучшего дворника. Вы знаете, как жители боролись за своих дворников, хотя победители получили велосипеды? Единство — оно было. А мы об этом единстве стесняемся говорить".
К сожалению, сами мигранты тоже иногда стесняются громко говорить о своих хороших поступках, добавляет Сучков.
"Год назад я увидел в Сети сообщение, что загорелась машина на дороге, — рассказывает он. — Мимо проезжала семья мигрантов, глава семьи остановился и спас людей. Я хотел эту семью лично поблагодарить, мы ее искали, но не нашли. А этот пример показывает, что люди все одинаковые. Мы видим, сколько труда вкладывают мигранты в наш город. Если говорить об этом, местные жители будут по-другому их воспринимать".