Нужна ли Евразии своя система образования, рассказала эксперт
© Sputnik / Табылды КадырбековБывший министр образования, доктор педагогических наук и общественный деятель Ишенгуль Болджурова
Подписаться
Бывший министр образования, доктор педагогических наук и общественный деятель Ишенгуль Болджурова рассказала, что такое Болонский процесс и будет ли тяжело создавать свою образовательную систему на территории ЕАЭС.
Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
Нужна ли в Евразии своя система образования, рассказала эксперт
В беседе на радио Sputnik Кыргызстан Болджурова подчеркнула, что Кыргызстан официально не вошел в Болонский процесс.
"Как вы знаете, в 1992 году был создан Европейский союз: расформировали пограничные заставы, ввели единую валюту… Тогда стало понятно, что нужно придумать что-то, что объединяло бы молодежь, создать культурную подоплеку, а культура трансформируется через образование. Евросоюзу это нужно было для перетока трудовых ресурсов. Чтобы этого добиться, нужно было унифицировать дипломы, а точнее, вкладыши. Тогда и придумали Болонскую систему и ввели понятие "кредиты". Студент одного из вузов в любой момент учебы мог перевестись в другой университет Европы, набрав нужное количество часов обучения по профильным предметам, или кредитов. Переводясь в университет другой страны, студент изучал ее язык, культуру. То есть Болонский процесс — это не просто реформа образования, а культурно-политический процесс, направленный на создание мультикультурного общества в ЕС. К тому же весь этот двухступенчатый процесс базируется на том, что в этих странах 12-летнее школьное образование, во время которого детей учат так называемым мягким навыкам: самостоятельности, умению правильно искать и находить информацию… У нас ведь этого нет", — рассказала Болджурова.
По ее словам, Болонский процесс — это не плохо и не хорошо. Это просто европейский процесс, который нужен для создания единого европейского пространства. При этом Болджурова утверждает, что на евразийском пространстве можно было бы создать свою систему образования.
"Ведь Европа, прежде чем объединиться, прошла несколько ступеней: сначала был создан Европейский экономический союз и только потом Евросоюз. Мне кажется, что мы проходим те же стадии: сначала у нас был Таможенный союз, теперь ЕАЭС. Сейчас что-то прогнозировать трудно, но, возможно, мы должны создать единый рынок труда на нашем пространстве, потому что у нас есть очень большие козыри в этом плане по сравнению с Европой. У нас есть русский язык, который объединяет нас как в культурном, так и в образовательном плане. К тому же, у нас есть память и об общей истории, и о прошлых образовательных ценностях. Я знаю, что в некоторых вузах Кыргызстана учебные планы схожи с российскими и казахстанскими, поэтому нам должно быть легче", — сказала Болджурова.
По ее словам, созданию собственной образовательной системы также может поспособствовать то, что очень много молодежи находится в миграции, а около 16 тысяч кыргызстанцев и бывших граждан Кыргызстана обучаются в российских вузах, еще несколько тысяч — в казахстанских.