Почему Бишкек перестал быть удобным и как это исправить — беседа с архитектором

© Sputnik / Акылбек БатырбековВид на Бишкек. Архивное фото
Вид на Бишкек. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Подписаться
Бишкек неудобен и небезопасен для горожан. Зимой — смог, летом — пыль, пробки, безграмотная градостроительная политика. Можно ли что-то с этим сделать, читайте в нашем материале.
Что и как строится в столице и контролируется "Бишкекглавархитектурой" и Госстроем КР? По мнению рядовых бишкекчан, этот процесс выглядит как бесконтрольный. Получить профессиональное мнение на этот счет мы решили у заместителя председателя Союза архитекторов Кыргызстана Белека Сарымсакова.
© Sputnik / Елена ЯковлеваБелек Сарымсаков: Науку градостроительства перестали принимать во внимание. В итоге мы получили проблемы смога, хаотичной застройки, стихийных мусорных свалок, недостатка школ, детских садов, объектов культурно-бытового обслуживания
Зампредседатель Союза архитекторов Белек Сарымсаков  - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Белек Сарымсаков: Науку градостроительства перестали принимать во внимание. В итоге мы получили проблемы смога, хаотичной застройки, стихийных мусорных свалок, недостатка школ, детских садов, объектов культурно-бытового обслуживания
— Что вы думаете о нынешнем подходе к застройке столицы?
— Ошибки врачей видны сразу, а из-за ошибок в градостроительстве страдают наши дети и внуки. У нас подход в этой сфере стал неправильным еще 30 лет назад. Науку градостроительства перестали принимать во внимание. Другие страны СНГ после обретения независимости начинали с того, что разрабатывали национальные схемы расселения на своих территориях — областные, районные. У нас этот блок работ никто не счел нужным сделать — из-за недогляда властей, отсутствия финансирования. В итоге мы получили проблемы смога, хаотичной застройки, стихийных мусорных свалок, недостатка школ, детских садов, объектов культурно-бытового обслуживания.
— "Бишкекглавархитектура" недавно была передана от Госстроя в ведение мэрии. И эта передача за историю независимого Кыргызстана происходит не в первый раз. Когда БГА была структурным подразделением муниципалитета, появилась схема строительства капитальных многоэтажных домов на муниципальных участках, взятых на 5 лет в аренду. По истечении срока аренды жильцы узнавали, что участки под их домами не имеют красной книги, и сталкивались с множеством проблем. Какое мнение у Союза архитекторов Кыргызстана о том, как должна функционировать "Бишкекглавархитектура"?
— Этот орган в 2015 году действительно уже передавался в подчинение мэрии, но, как и говорил глава нашего кабмина, результат был отрицательный. Эту передачу мы обсуждали на заседании правления Союза архитекторов, в Госстрое. "Бишкекглавархитектура" является, согласно Закону "О градостроительстве", территориальным органом, находящимся в подчинении госоргана, который занимается ведением градостроительной политики в стране. Но есть еще Закон "О статусе городов Бишкека и Оша". В нем говорится, что мэрия участвует в разработке и ведении политики, разработке документации и реализации строительства на территории столицы, то есть возникает коллизия. Мы считаем, что часть функций должна быть у мэрии — те, что связаны с утверждением архитектурного паспорта объекта, архитектурно-планировочного задания и прочих технических документов на объекты. А вот градостроительная политика должна вестись с позиции Госстроя.
© Фото / пресс-служба ГУ "Бишкекглавархитектура"Государственное учреждение "Бишкекглавархитектура"
Государственное учреждение Бишкекглавархитектура - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Государственное учреждение "Бишкекглавархитектура"
— Город разросся. Как, по-вашему, он стал лучше или наоборот?
— В Законе "О градостроительстве" написано, что градостроительная политика является одной из основных частей развития экономики и на первом месте — качественное проживание населения. А сегодня выйти на улицу в городе небезопасно. В Жогорку Кенеше зимой даже предлагали объявить чрезвычайную ситуацию. Показатели, которые нам выдавали и Кыргызгидромет, и датчики, установленные активистами, показывали, что мы пребываем в среде, опасной для жизни. Кабмин несколько лет назад решил выделять около 50 миллионов в год на проектирование генпланов городов. Один год деньги даже выделили, и на этом все. Потом у нас начали актуализировать нормативные акты, пересмотрели около 20-25 СНиПов. И тоже дело встало.
— Как вы оцениваете сегодняшнюю застройку столицы? И почему вокруг генплана Бишкека так много споров в последнее время?
— Действующий генплан — а принят он был еще в 2006 году — в принципе, довольно грамотный. Но за эти годы он реализован всего на 15, максимум 20 процентов. Просто сейчас надо еще раз его тщательно изучить и снова во главу угла поставить механизмы контроля строительства. Выяснить и определить тех, кто должен отвечать за то, что поймы рек Аламедин, Ала-Арча, Южный БЧК и прочие каналы застроены. Ведь поймы рек во Фрунзе задумывались как воздушные коридоры, по которым спускался холодный воздух с гор.
Вы помните, у нас южная часть — сейсмически активная зона, во-вторых, там зона свободы горных бризов, которые мы ощущали во Фрунзе 30-40 лет назад. В "Асанбае" или в 9-м микрорайоне даже по вечерам летом было прохладно. Эти бризы — климатическая особенность, они обеспечивали микроклимат города, спускались и проветривали центр. Но у нас застроили все возможные пустые места. А берега этих рек как раз пустовали. Более того, все участки, которые были заложены под скверы, каким-то образом обросли зданиями. Например, углы на пересечении улиц Горького и Абдрахманова, Токтогула и Белинского и еще много других подобных точек.
И, конечно, плотность застройки. Те дома, которые возвели за последние 20 лет в центре, я считаю, сильно повлияли на микроклимат Бишкека. Архитекторы, которые разработали последний генплан в 2006 году, пытались сделать так, чтобы столица сохраняла приятные условия для проживания. Но сейчас бал правит частная собственность. Застройщик, владеющий землей, делает, что хочет: строит гостиницу или ресторан, хотя по генеральному плану там должна быть жилая застройка, например. И снова получается столкновение между Конституцией с ее неприкосновенностью частной собственности и градостроительными документами, которые предусматривают здания, иные по функциональному значению.
А там еще и Земельный, Жилищный, Гражданский кодексы, и многие пункты в них противоречат друг другу. Я считаю, их надо привести к единому знаменателю, а генеральный план должен быть законом. Есть еще такое понятие, как "проект детальной планировки", но он и вовсе отжил свое. В государствах СНГ уже отказались от ПДП. В западных и ближневосточных странах теперь ведут разработку мастер-планов. Мастер-план — это более живой документ, более гибкий, предусматривающий реализацию застройки на ближайший год, на 5, на 10 лет. Думаю, что для нашего города такие мастер-планы по озеленению, экологии, велосипедным дорожкам, разработке микрорайонов более актуальны.
© Sputnik / Акылбек БатырбековБелек Сарымсаков: Уже давно известно: сколько улицу не расширяй, все равно мало будет. Нужно изменить подход к транспортной системе. Муниципалитет делает все для автомобилистов, а во всем мире в приоритете пешеходы.
Погода в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Белек Сарымсаков: Уже давно известно: сколько улицу не расширяй, все равно мало будет. Нужно изменить подход к транспортной системе. Муниципалитет делает все для автомобилистов, а во всем мире в приоритете пешеходы.
— Власти недавно анонсировали, что на месте бывшей колонии № 47 возведут жилой комплекс на 10 тысяч жильцов. Как вы оцениваете эту идею?
— Я бы начал с того, что посмотрел бы, что вообще по градостроительной документации там должно быть. Генплан предусматривает будущее участков при сносе прежних объектов. Нужны расчеты, нужно понять, сколько там есть или может появиться школ, детских садов и поликлиник. Сколько могут потянуть инженерные сети. 10 тысяч жителей — это очень большое количество людей, по советским нормам это целый микрорайон.
Сначала надо сделать расчеты и только потом говорить, на сколько жителей там можно что-то строить. Может, всего на 1 000 человек. А еще лучше там разбить парк, сделать зеленую зону, потому что в этом районе нет таких объектов. У нас в этом вопросе сейчас перекос. В районе Южной магистрали уже есть три парка, а плотность населения там очень низкая. А в других частях города нет ни одного, сплошные дома.
Вообще, стоит объявить конкурс на лучший проект, чтобы понять, какие могут быть объекты на этой территории. На втором этапе надо рассмотреть варианты архитектуры этого жилого комплекса, если выбор все-таки падет на жилую застройку. Но чтобы не так, как было с участком под сгоревшим зданием Генпрокуратуры. Объявили конкурс, выиграл один проект, а строить собрались совсем другое. У нас таких примеров много. Архитекторы трудятся, работают с мэрией, Госстроем, "Бишкекглавархитектурой", выявляют лучшие проекты, и потом все это идет в стол. Строительство в центральной части города нужно обязательно проводить через конкурс.
© Фото / пресс-служба ГУ "БГА"Эскизы микрорайона планируемого на месте колонии №47
Эскизы микрорайона планируемого на месте колонии №47 - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Эскизы микрорайона планируемого на месте колонии №47
— В южной части столицы сегодня предлагается расположить блок правительственных зданий. На месте снесенной гостиницы "Иссык-Куль" строится президентский комплекс. Что вы об этом думаете?
— Эту идею еще в конце 90-х годов мы предлагали правительству. В любом случае в той части было зарезервировано около 100 гектаров, чтобы в будущем все-таки предусмотреть перенос туда административных зданий. Этот пример характерен для многих столиц. Так было в свое время в Алматы, когда весь комплекс административных зданий вынесли за улицу Абая. Также сделали и в Ташкенте. Я могу много примеров привести. Город все-таки нужно оставить для горожан.
По генеральному плану в южной зоне Бишкека были заложены зеленые территории — парки, бульвары и прочее, чтобы сохранить горные бризы, которые в свою очередь, как я говорил, сохранят микроклимат столицы. Но потом утвердили ПДП южной зоны, согласно которому там теперь идет массовое строительство, даже в сейсмоопасной зоне около Орто-Сая. Сносить никто уже ничего не будет. Но ход был неправильный. Ответственные лица должны были спросить, почему в генплане эти территории обозначены зеленой зоной, а в другом документе отданы по застройку. Но никто почему-то не спросил. Вот и получили то, что получили.
© Пресс-служба президента КР / Султан ДосалиевСтарт строительства нового здания администрации президента в Бишкеке
Старт строительства нового здания администрации президента в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Старт строительства нового здания администрации президента в Бишкеке
— Некоторые стройкомпании все больше стали заявлять о строительстве небоскребов. Бишкеку подходят такие здания?
— Гонка за высотностью до хорошего не доведет — это увеличение плотности застройки, нагрузка на сети, дополнительные препятствия для воздушных потоков и так далее. И, кроме того, сейчас у нас ситуация с нормативной базой по сейсмике немного в подвешенном состоянии. Последние СНиПы по Иссык-Атинскому разлому были разработаны, по-моему, в 2018 году, и сейчас до сих пор идут обсуждения, уточнения, внесения поправок в эти нормативы. Строить 100-метровые здания все-таки надо в 8-балльной зоне, подальше от Иссык-Атинского разлома. Можно, конечно, и строить, если применять современные технологии. Только это значительное удорожание строительства. Добросовестный застройщик поймет, что лучше остановиться на 12 этажах. А недобросовестный может сэкономить и построить небоскреб. Только какие потом будут последствия, случись землетрясение?
© Sputnik / Акылбек БатырбековБелек Сарымсаков: Гонка за высотностью до хорошего не доведет — это увеличение плотности застройки, нагрузка на сети, дополнительные препятствия для воздушных потоков и так далее.
Строительство новых домов в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.04.2023
Белек Сарымсаков: Гонка за высотностью до хорошего не доведет — это увеличение плотности застройки, нагрузка на сети, дополнительные препятствия для воздушных потоков и так далее.
— Как дорожная архитектура может улучшить экологическую атмосферу в столице?
— Тут что-либо сделать сложно. Уже давно известно: сколько улицу ни расширяй, все равно мало будет. Нужно изменить подход к транспортной системе. Муниципалитет делает все для автомобилистов, а во всем мире в приоритете пешеходы. Посмотрите, что у нас творится возле школ, — возле них и базаров самые большие пробки. Не должны люди из жилмассивов, микрорайонов возить в центр города ребенка в школу. Дети должны ходить в школу в радиусе 500 метров от дома. Но все возят детей чуть ли не до 8-го класса на авто. А если ребенок ездит сам, то посмотрите, что творится в машрутках и автобусах. Шаговая доступность школ — это обязательный норматив. Чтобы купить основные продукты, в микрорайоне должен быть местный магазин. А вот строительство громадных моллов, гипермаркетов в центре Бишкека надо запретить.
В других странах в городах торговые центры располагаются на выездных магистралях. Семья приезжает туда и проводит там целый день, посещая магазины, кафе, бассейны, кино и прочее. Нет смысла строить развязки, бесполезно расширять дороги. В такого типа городах, как наш, нужно строить велодорожки. Больше озеленять, причем по старой фрунзенской системе "трава — кустарник — лиственное дерево". Это принципиальный подход к озеленению в нашем сухом регионе, а не высаживать одни туи и елки. Вот из-за этого всего мы и дошли до того, что в домах и квартирах приходится устанавливать очистители воздуха.
Вид на утренний Бишкек - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.02.2020
Бишкекчане на взводе: что не устраивает горожан в ПДП — 5 пунктов
Лента новостей
0