В зале заседаний муниципального предприятия "Бишкекглавархитектура", где 21 февраля обсуждался нашумевший проект детальной планировки (ПДП) центральной части столицы, не прекращался гам, люди были на взводе. Именно этот документ используют при застройке кварталов и участков. Иначе говоря, ПДП делит город на функциональные зоны: например, определяет, где можно разбивать парки, а где — строить высотки.
ПДП разрабатывали с 2012-го, итоговый документ приняли на сессии Бишкекского городского кенеша в конце прошлого года. Однако проект вызвал у горожан немало вопросов и нареканий: столичные жители подозревают, что ПДП станет основанием для изъятия у людей земельных участков. В свою очередь мэрия отмечает, что опасения горожан беспочвенны.
Обсуждение открыл вице-мэр Бишкека по вопросам архитектуры и строительства Уланбек Азыгалиев. Он сказал, что ПДП поможет спасти город от хаотичной застройки, на которую также жалуются бишкекчане.
Участники встречи в это не верят: они просили показать итоговый вариант проекта. Другие выступающие просили и вовсе отменить ПДП, третьи спрашивали, почему на встречу не пришли депутаты БГК, ведь именно они утверждали документ.
Бурное обсуждение длилось больше двух часов. Вы можете оценить эмоциональный накал встречи, посмотрев запись прямой трансляции.
В тот день мы вместе с горожанами побывали в зале заседаний и решили выделить ключевые пункты, которые не устроили столичных жителей в скандальном документе. Доводы приводим со слов выступающих.
На эту претензию директор градостроительного проектного института Жыргалбек Асаналиев ответил, что ПДП прошел процедуру согласования и имеет все необходимые разделы. Он добавил, что раздел историко-культурного наследия особенно интересовал горожан.
"Люди приходили и интересовались, например, судьбой домов, где жили исторические личности. При разработке ПДП мы тщательно рассмотрели и предусмотрели этот момент. Как вы знаете, есть центр города — охранная зона № 1, ограниченная улицами Тоголока Молдо, Фрунзе, Ибраимова и проспектом Чуй. Этим участком займется специальный научно-исследовательский институт при Министерстве культуры, поэтому в ПДП мы его не трогаем, а лишь очерчиваем границы", — объяснил Асаналиев.
2. Общественное обсуждение ПДП проводилось для галочки, считают горожане. По их мнению, многие бишкекчане не знали о слушаниях, хотя органы местного самоуправления обязаны оповещать людей всеми доступными способами. Участники встречи добавили, что так и не смогли обсудить с властями и разработчиками окончательную версию проекта со всеми правками.
Однако бишкекчане не согласились с вице-мэром: по их мнению, прошедшие слушания носили формальный характер. Более того, столичные жители утверждают, что не смогли обсудить с властями и разработчиком доработанный с учетом замечаний вариант.
3. Неразбериха с засекреченностью. На сайте мэрии и "Бишкекглавархитектуры" можно найти ПДП в версии 2018 года: в нем 40 страниц, содержание которых малопонятно обывателю. При этом итоговая версия, принятая БГК, находится в процессе рассекречивания. На самом деле это очень длинная история, ее суть мы постарались объяснить в другом материале. Если вкратце, то разработчик (градостроительный проектный институт) передавал объемный пакет документов через заказчика (Управление капитального строительства) в "Бишкекглавархитектуру", потому что именно она будет пользоваться ПДП.
Как объяснил директор ГПИ Жыргалбек Асаналиев, сейчас институт проводит совместную работу с БГА. Как только она подойдет к концу, все материалы будут опубликованы вместе с сопроводительными записками.
Он добавил, что сам по себе ПДП не секретный документ, по положению засекречиванию подлежат лишь два чертежа с координатами. Остальная часть проходит под меткой ДСП, которую вскоре уберут по требованию заказчика.
Горожане задались вопросом: зачем тогда организована встреча, если главный предмет обсуждений никто из бишкекчан не видел?
4. Парковые зоны на месте частных домов. Не то чтобы горожане выступают против зеленых зон — их волнует, как подобные планы будут претворяться в жизнь. В ПДП не нарисованы конкретные здания — карты поделены на зоны застройки, объясняет директор ГПИ Асаналиев.
По его словам, все решения будут приниматься только после согласования с владельцами домов — именно они смогут диктовать условия.
"Если на месте частных домов в ПДП указана парковая зона, то это не значит, что завтра ваше жилье изымут и начнут сносить. Каждый вопрос будет рассматриваться отдельно путем переговоров. Я не видел ни разу, чтобы под общественные нужды у человека против воли забрали жилье", — заверил Асаналиев.
Такой ответ также не устроил бишкекчан: все-таки механизм выкупа до сих пор вызывает множество вопросов. Отсюда вытекает следующий пункт.
5. Юридические противоречия. Если ПДП утвержден с учетом требований закона, то почему он полон противоречий, интересовались горожане. "В своде правил градостроительной документации четко написано, что правила землепользования и застройки (ПЗЗ) привязаны ко всем документам. Как мы помним, ПЗЗ отозвали. По логике делопроизводства в этом случае все документы теряют силу", — считает горожанин Рыспек Байзаков.
На следующий спорный момент указал председатель общественного совета при Госстрое Эрик Ирискулбеков. Он недоумевает, как БГК мог утвердить засекреченный документ.
"Я внимательно изучил наше законодательство: нигде не написано, что ПДП — это секретный документ. Однако если вы не можете представить проект, ссылаясь на его секретность, то как тогда депутаты его утвердили?" — спросил он.
Ирискулбеков добавил, что именно нормотворческий орган (БГК) определяет статус документа.
Во время обсуждений жители жилмассивов подняли другой важный вопрос. Подробнее о нем читайте в этом материале Sputnik Кыргызстан.