Как идет процесс цифровизации медицины КР — интервью с замминистра Минздрава
11:45 08.09.2023 (обновлено: 13:19 08.09.2023)
© Sputnik / Алексей Сухоруков / Перейти в фотобанкМужчина записывается к врачу через электронный терминал. Архивное фото
© Sputnik / Алексей Сухоруков
/ Подписаться
Когда медкарты пациентов перестанут существовать на бумаге? Как внедрение электронных систем в медицине поможет экономить деньги пациентов? Это и многое другое обсудили с заместителем министра здравоохранения КР по цифровому развитию Бакытом Джангазиевым.
Задачи по переводу данных о лечении пациентов в электронный формат ставятся перед системой здравоохранения не первый год. Каждый министр обещает, что цифровизация поможет решить вопрос с очередями в больницах, избавит медработников от бумажной волокиты и позволит пациенту следить за средствами по линии ФОМС. Что уже сделано в этом направлении, рассказал чиновник.
Как идет процесс цифровизации медицины КР — интервью с замминистра Минздрава
— На последней коллегии Минздрава руководство дало много обещаний по части цифровизации сектора. Например, до конца года внедрить электронный документооборот в 40 процентах больниц. Готова ли для этого цифровая инфраструктура?
— В первую очередь хотел бы еще раз подчеркнуть, что все наши мероприятия проводятся в рамках единой целевой модели развития цифрового здравоохранения "Санарип MED" и ее реализация запланирована до конца 2024 года. В рамках этой целевой модели мы работаем над так называемым контуром жизни человека — начиная от рождения и заканчивая смертью. Сегодня уже 100 процентов фактов рождения проходят через нашу систему. Эти данные мы передаем автоматически в загс, и у людей таким образом появился новый вид услуги — онлайн-заказ свидетельства о рождении. Важно, что мы начали сравнивать наши данные с данными загса и увидели определенное расхождение, которое составляет порядка 7-10 процентов. Например, родились за определенный период 100 детей, а загс подтверждает, что свидетельств о рождении выдано только на 90. Значит, 10 малышей по каким-то причинам остались без документов, что повлияет на их доступ к базовым государственным гарантированным услугам — здравоохранению, образованию, социальной защите и так далее. Всем детям по факту рождения полагается государственное пособие "Балага сүйүнчү". А дети, которые не получат свидетельство о рождении, не получат и это пособие.
— Ранее в Минздраве отмечали, что готовы выдавать свидетельства сразу при выписке. Это действует? Может, тогда эти 10 процентов детей не будут "теряться"?
— В Бишкеке практикуется, когда сотрудники загса дежурят в родильных домах. Но получение свидетельства о рождении — услуга заявительного характера, то есть мама должна написать заявление. Однако бывает, что родители не готовы сразу дать имя ребенку, они уходят домой подумать. А потом у них не оказывается возможности приехать в райцентр, чтобы написать заявление в загс. В отдаленных регионах, где от села до райцентра много километров и на дорогу в одну сторону нужно 200-300 сомов, родителям не до свидетельства, они решают более насущные проблемы.
То же самое касается печального факта смерти. Пока люди занимаются организацией похорон, поминок, у них такое состояние, что не до документов. Но это может привести к последствиям, связанным, например, с правом на наследство. Поэтому мы также начинаем интеграцию с органами, которые заинтересованы в данных о смерти: Налоговая служба, Социальный фонд, загс и так далее, чтобы система уже знала, что человек скончался. Граждане открывают компании, имеют налоговые обязательства. Второе — это пенсионные начисления. Социальный фонд должен оперативно получить информацию, есть ли пенсионер или его уже нет, чтобы своевременно прекратить начисление пенсии и потом не оформлять возврат.
Сегодня сбор статистики у Минздрава налажен, и данные актуальные, в то время как у Нацстаткома и загса они идут с задержкой минимум на месяц. А оперативность позволяет быстрее менять подход к управлению.
© Sputnik / Жоомарт УраимовБакыт Джангазиев: сегодня уже 100 процентов фактов рождения проходят через нашу систему. Эти данные мы передаем автоматически в загс, и у людей таким образом появился новый вид услуги — онлайн-заказ свидетельства о рождении.
Бакыт Джангазиев: сегодня уже 100 процентов фактов рождения проходят через нашу систему. Эти данные мы передаем автоматически в загс, и у людей таким образом появился новый вид услуги — онлайн-заказ свидетельства о рождении.
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
— Ранее говорилось о больничных картах пациентов, цифровом профиле здоровья. Это все включено в "Санарип MED"?
— Я начал с сути концепции, которая заключается в том, чтобы "оконтурить" жизнь человека. С момента рождения гражданину открывают медицинскую карточку, и это должно стать входной точкой, а закрыть ее надо, когда будет зафиксирована его смерть. Так появился цифровой профиль здоровья. Он собирает все данные о человеке из всех медицинских организаций, куда бы он ни обращался. В профиль вносятся данные о статусе застрахованности, визитах в поликлиники, госпитализациях, вакцинации, лабораторных результатах. Сейчас мы готовимся к запуску уже цифрового больничного листа. В ближайших планах справка 083, которая нужна для получения водительского удостоверения. Срок годности этой справки — 1 год, у гражданина должна быть возможность иметь ее в электронном варианте.
Мы планируем все цифровые решения, связанные со здравоохранением, замыкать на цифровом профиле. Это и есть единая точка взаимодействия человека с государством, чтобы ему не нужно было посещать различные сайты, чтобы все было в одном месте. Для этого прописываем требования о правилах интеграции всех информационных систем с нашей, независимо от того, государственное медицинское учреждение или частное. Если пациент пришел один раз в поликлинику, нужно сделать так, чтобы, прийдя в другую, даже частную, он имел при себе все данные о полученных услугах и проблемах со здоровьем. В этом и состоит наша задача, чтобы системы могли между собой общаться, обмениваться данными. В итоге это приведет к тому, что все сведения о получении лечения, приемах у врача будут у самого человека, ведь он непосредственный владелец своих данных, и мы должны обеспечить ему его законное право.
— Часто мы сталкиваемся с тем, что человек, меняя место жительства, идет за своей медкартой в клинику, а она или утеряна, или сгорела в пожаре, или испортилась при потопе. Уже создан вариант какой-нибудь цифровой карты пациента?
— Мы завершили полноценную разработку цифровой амбулаторной карты и начали пилотно внедрять ее в Бишкеке. В июне руководство министерства ознакомилось с ходом ее внедрения. Мы продемонстрировали полный цикл приема пациента: от регистратуры к семейному врачу, узкому специалисту, в кабинеты диагностики — рентген, УЗИ и обратно. Благодаря этой разработке семейный врач может видеть в цифровом варианте, как пациент прошел по различным специалистам, какие заключения ему дали. И уже на основании всех этих данных он ставит диагноз и назначает дальнейшее лечение.
Но эта связь должна быть не только внутри одного ЦСМ, а на всех уровнях. Некоторое время назад мы побывали с командой в Баткене. Там уже началось обучение медицинских работников поликлиник работе в этой системе. Почему Баткен? В министерстве акцентировали внимание на том, чтобы цифровые решения использовались в регионах. И мы начали с самой отдаленной области, чтобы показать, что, независимо от месторасположения, все население нашей страны будет охвачено цифровыми решениями. И дальше то, о чем вы говорили. Перед нами поставлена цель до конца года внедрить цифровую карту в 40 процентах организаций здравоохранения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь. В Кыргызстане таких 71. 40 процентов — это около 30 организаций.
© Sputnik / Жоомарт УраимовБакыт Джангазиев: перед нами поставлена цель до конца года внедрить цифровую карту в 40 процентах организаций здравоохранения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
Бакыт Джангазиев: перед нами поставлена цель до конца года внедрить цифровую карту в 40 процентах организаций здравоохранения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
— А как будет контролироваться доступ к данным пациента?
— Мы разграничили уровни доступа. Есть часть, которую видит врач. И не все подряд врачи имеют доступ ко всей информации в профиле. Конкретный врач должен видеть только то, что в пределах его компетенции. У пациента свой уровень доступа. Он сможет видеть только основные данные о лечении: диагноз, время проведения в стационаре, какая операция была сделана, какие процедуры назначались. Это так называемый народный контроль. Если пациент обнаружит, что вообще не получал медпомощь, которая отмечена в его профиле, он может об этом заявить. Ведь каждая манипуляция и каждая госпитализация связаны с выплатами из фонда ОМС в больницу. Мы добиваемся вовлечения населения в реализацию нашей программы, чтобы люди видели, что происходит.
— Всех интересует вопрос безопасности, защиты сведений о болезнях и лечении пациентов.
— Хочу подчеркнуть, что мы, в отличие от практики других государств, решили для регистрации в системе использовать персональный идентификационный номер человека, который присваивается при получении первого документа — свидетельства о рождении. В некоторых странах есть налоговый номер, страховой, пенсионный и другие. И когда человек обращается в разные организации, он должен знать все эти номера. Мы пошли по другому пути — с использованием ПИНа. Это позволяет интегрировать госсистемы между собой, так что мы спокойно можем передавать данные в системы загса, Соцфонда и другие.
— Что делать, если человек меняет поликлинику? Наверняка карту не нужно переносить с собой на флешке?
— Нет. Когда человек приписывается к другой поликлинике, он дает ей согласие на обработку своих данных, а предыдущая поликлиника теряет к этой карточке доступ.
— Удобно. Какие проблемы еще помогает решать цифровая карта?
— Есть так называемый неэтичный маркетинг, когда врачи государственных поликлиник отправляют пациентов в частные лаборатории. Мы сможем видеть аналитику: если в этой поликлинике есть лаборатория, которая может делать назначенный анализ и делает это в разы дешевле, то руководство должно будет принять меры.
© Sputnik / Евгений Самарин / Перейти в фотобанкБакыт Джангазиев: хочу подчеркнуть, что мы, в отличие от практики других государств, решили для регистрации в системе использовать персональный идентификационный номер человека, который присваивается при получении первого документа — свидетельства о рождении.
Бакыт Джангазиев: хочу подчеркнуть, что мы, в отличие от практики других государств, решили для регистрации в системе использовать персональный идентификационный номер человека, который присваивается при получении первого документа — свидетельства о рождении.
© Sputnik / Евгений Самарин
/ — Как врачи осваивают работу в цифровом формате?
— Было много жалоб, и вполне обоснованных, когда они говорили, что неудобно и писать всю информацию, и вносить ее повторно в систему. В конце июля было подписано положение, в котором отмечено, как будет происходить документооборот в части ведения медицинской документации в электронном виде. Основное положение, за которое мы бились, — отмена бумажных форм, если есть цифровые. На бумаге врач может больше не писать. Если пациенту нужна эта бумага, он может попросить, и ему ее выдадут — распечатают из информационной системы, но дублировать от руки для министерства не надо. Таким образом, мы начинаем экономить время врачей. Ну и никто не мучается с распознаванием почерка, это удобно и пациенту.
— Есть подсчеты, сколько можно сэкономить на бумаге?
— Мы сэкономим порядка 20-30 миллионов сомов ежегодно только на бумаге. В первую очередь это коснется лабораторной информационной системы. По нашим подсчетам, расходы на бумагу увеличились. Но это связано не с количеством потребления, а со скачком цен на бумагу. Мы сегодня и так на 20 процентов пачек расходуем меньше по сравнению с предыдущим годом.
— А как в "скорой" внедряют цифровизацию? Там ведь все делается в буквальном смысле на ходу?
— В Бишкеке скорая помощь давно оцифрована. У них было свое цифровое решение, и их опыт можно назвать флагманским. Это позволило сократить время на обработку вызова, время на приезд и так далее. Здесь очень хорошо помогла столичная мэрия. Они применяют такой документ, как сигнальный лист, который "скорая" заполняет на месте. Мы закупили им телефоны, думаем о закупе планшетов для удобства. Данные также передаются в цифровой профиль здоровья, и врач поликлиники будет видеть, что к его пациенту выезжала "скорая", что его на следующий день нужно навестить. Он сделает это в то время, которое выделено на патронаж. Это также позволит вести мониторинг медработников. Например, ребенок рождается, теперь врач должен будет его посещать. Мы сможем увидеть, посетил он или нет и когда это сделал. Лицам старше 40 лет при любом визите в поликлинику необходимо измерить артериальное давление. В профиле будет отражено, сделано ли это и какие показатели были. Таким образом, мы сможем понимать, выполняется ли полный объем и перечень услуг по каждой организации здравоохранения. Это позволит принимать управленческие решения.
© Фото / пресс-служба Минздрава КРБакыт Джангазиев: каждая поликлиника и больница имеют доступ к интернету. Есть определенные проблемы с внутренним проникновением интернета по кабинетам.
Бакыт Джангазиев: каждая поликлиника и больница имеют доступ к интернету. Есть определенные проблемы с внутренним проникновением интернета по кабинетам.
© Фото / пресс-служба Минздрава КР
— Перевод работы в электронный формат невозможен без оснащения оргтехникой и интернетом. Что вы скажете об укомплектованности?
— Каждая поликлиника и больница имеют доступ к интернету. Есть определенные проблемы с внутренним проникновением интернета по кабинетам. Прогрессивные главврачи, менеджеры понимают, что каждый врач должен иметь выход в интернет, и они это делают. Некоторые руководители ограничиваются подключением к интернету своего кабинета, заместителя, бухгалтера, отдела кадров и так далее, но таких очень мало. И мы над этим работаем.
— Несмотря на все эти прогрессивные планы, в больницах до сих пор не появилась электронная очередь. Почему?
— Это правда. Пример ЦОНов нас вдохновил. Но в силу нашей специфики не получается все сделать быстро. Мы уже заключили меморандумы с крупными дистрибьюторами терминалов и начинаем интегрировать их в нашу систему. Пока тестируем эту услугу в одной поликлинике. Суть в том, что человек предварительно через приложение встает в электронную очередь через телефон. Придя в поликлинику, он в терминале вводит свой номер, выбирает семейного врача и получает распечатанный талон. Через терминалы мы планируем оказывать и те услуги, которые в поликлинике могут быть платными.