Учителя в КР сами должны изменить отношение к профессии — интервью с экспертом
20:23 29.09.2023 (обновлено: 21:27 29.09.2023)
© Пресс-служба президента КР / Султан ДосалиевШкола № 69 Бишкека
Подписаться
Учебный год стартовал с увольнения министра образования. В стране катастрофическая нехватка учебников и учителей, а к профессионализму тех, кто работает в школе, предъявляют претензии. И все это — на фоне решения страны принять участие в программе PISA-2025.
Кто и как помогает учителям кыргызстанских школ углублять знания и перенимать современные методы преподавания, Sputnik Кыргызстан рассказала директор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Калиман Джунушалиева.
© Sputnik / Асылбек БактыбековДиректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Калиман Джунушалиева.
Директор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Калиман Джунушалиева.
© Sputnik / Асылбек Бактыбеков
— Как сегодня переучивают педагогов, кто повышает их квалификацию?
— Общественность, в том числе педагогическая, понимает, что все быстро меняется. С каждым днем все сложнее успевать за прогрессом, но делать это нужно. Учителя — первые, кто на себе это испытывает. Перед ними одна из важнейших задач — готовить поколения к будущему в условиях стремительно меняющегося настоящего. Прежде чем по-новому начать обучать детей, готовить их к взрослой жизни, надо, чтобы сами учителя изменили отношение к учебному процессу, к профессии.
Я пришла на должность директора института 2 июня этого года. Все лето мы работали. Около полутора месяцев потратили на поездки по регионам республики, в районные и городские отделы образования отправили специальную форму, чтобы педагоги заполнили ее. В ней мы предложили указать, что учителя хотят изучать, каких навыков им не хватает. Мы предложили "меню" повышения квалификации, но они могут дополнить этот список исходя из своих потребностей.
Каждый учебный год мы утверждаем план-график курсов повышения квалификации. Курс планируется на две недели. Но в течение учебного года по разным причинам учителя не могут прийти, и группы закрываются. Было решено определить потребности.
— То есть не всегда те программы, которые разрабатывал сам институт, были интересны учителям?
— В этом и проблема. Наш опросник показал, что учителя хотят изучать сегодня, что они думают о методах работы нашего института, что бы хотели увидеть в числе предлагаемых направлений в следующем учебном году. По республике участие в опросе приняли 5 550 педагогов. Из них около 3 000 отметили, что хотят узнать принципы работы STEM-образования. Также педагоги испытывают недостаток цифровых компетенций, хотят узнать, как им готовить учеников к PISA-2025, приобрести "зеленые" навыки, чтобы включить их в свою работу, просят ознакомить с инновационными технологиями в обучении, мультимедийными технологиями. Думаю, что на основании этого результата в течение некоторого времени я подготовлю научную статью, где отражу, что хотят учителя страны.
И второе, если наш план-график будем утверждать на основе потребностей учителей, то можно поднять ответственность руководителей городских и районных отделов образования.
© Пресс-служба президента КР / Султан ДосалиевКалиман Джунушалиева: прежде чем по-новому начать обучать детей, готовить их к взрослой жизни, надо, чтобы сами учителя изменили отношение к учебному процессу, к профессии.
Калиман Джунушалиева: прежде чем по-новому начать обучать детей, готовить их к взрослой жизни, надо, чтобы сами учителя изменили отношение к учебному процессу, к профессии.
— Что вы имеете в виду?
— Объясню. Мы предполагаем два формата: во-первых, учителя каждой школы могут написать, какое направление из "меню" повышения квалификации они хотят. Если в нем нет того, что они хотят, они могут обозначить свое предложение, чтобы мы могли понять, когда у нас получится организовать такое обучение и включить в наш план-график. Он рассчитывается на 10 месяцев. На основании этих потребностей школьных учителей районный отдел образования должен будет обобщить сведения и отправить нам. Потом нам не смогут сказать, что мы предложили не те темы и в неудобное время.
— Как вы оцениваете результат этого опроса?
— Я вижу хороший обратный эффект. Есть много молодых учителей, которые только 2-3 года работают. Они активные. Это поможет нам сформировать четкую картину планирования нашей деятельности.
— По вашим наблюдениям, в школах республики продолжает существовать наставничество?
— Однозначно, в школах оно сохранилось. Примерно с 2010 года была внедрена хорошая схема работы наставника-учителя с молодым учителем. На это выделяется даже время — 2 часа в неделю. За это старший педагог получает зарплату как мотивационное вознаграждение. Они составляют план совместной работы, и в течение года новичок получает поддержку со стороны опытного учителя.
— А ваш институт подобную помощь учителям не оказывает?
— Институт повышения квалификации сам по сути является менторинговым институтом, наставническим. Мы работаем по-разному. Бывает так, что курсанты — учителя школ ходят к нам, а бывает, что мы организуем один школьный день — 8 часов с утра до вечера наши сотрудники работают в конкретной школе. Это нужно и нам. Мы же сейчас в школе не работаем, немножко оторваны от нее. Нужно продолжать применять опыт работы с учителями в стенах школ.
© Sputnik / Асылбек БактыбековКалиман Джунушалиева: с этого учебного года в нашем институте есть учебная нагрузка, так же, как у учителей школ, преподавателей вузов. Без степени — 850 часов, со степенью — 800.
Калиман Джунушалиева: с этого учебного года в нашем институте есть учебная нагрузка, так же, как у учителей школ, преподавателей вузов. Без степени — 850 часов, со степенью — 800.
© Sputnik / Асылбек Бактыбеков
— Расскажите о ваших специалистах, требованиях к сотрудникам, которые "учат" учителей?
— С этого учебного года в нашем институте есть учебная нагрузка, так же, как у учителей школ, преподавателей вузов. Без степени — 850 часов, со степенью — 800. У нас около 60 преподавателей института, и кто-то из них пишет научные работы, кто-то не пишет, у кого-то есть разработанные ими методические пособия, другие ничего такого не делали. Поэтому с нынешнего учебного года выделяем 50 часов: 25 — на разработку учебно-методического пособия для учителя и 25 — на самообразование, написание научных статей. Сейчас рассматриваем возможность выделения 85 часов на мониторинг, обратную связь с учителями, которые повышали у нас квалификацию. Учителя, например, в течение двух недель проходят повышение, получают сертификат, а потом мы не знаем, как они применяют полученные знания.
— А как ваши специалисты будут вести этот мониторинг?
— Каждый наш преподаватель проводит по 12 курсов. В каждой группе по 20 человек. Я предлагаю, чтобы в течение года они работали со своими курсантами. Они могут создать группу в мессенджере и получать обратную связь. Например, учителя могут отправлять эпизоды уроков, в которых применили те знания, которые получили, и обсуждать, какой эффект получен.
— Как часто учителя должны проходить курсы повышения квалификации?
— Они могут повышать квалификацию по желанию. Если хотят, их обязательно включат в программу. Но в Законе "О статусе учителя" написано, что каждый учитель должен пройти один раз в 5 лет государственное повышение квалификации. Но мы понимаем, что сегодня наступила пора для непрерывного образования. А учитель тем более должен развиваться каждый день.
— Ранее педагогам присваивались категории. Сегодня какая-то система градации применяется?
— В 2022 году был принят обновленный вариант положения об аттестации учителей. Она предполагает три категории повышения квалификации: первую, вторую и высшую. Но аттестация проходит добровольно.
Для получения высшей категории учитель должен участвовать в каких-то экспертных работах, иметь статьи, публикации, в которых он представил разработанные им новшества в учительстве. Берется в расчет и творческая составляющая в его разработках. Такой педагог подает заявление в районный отдел образования о желании получить категорию. Ему придется также пройти онлайн-тестирование в Национальном центре тестирования. На основании всех этих процедур выносится решение о присвоении педагогу категории. В зависимости от типа категории педагогу начислят доплату к зарплате — от 1 500 до 5 000 сомов.
© Фото / пресс-служба правительства / Алишер АлиевКалиман Джунушалиева: в 2022 году был принят обновленный вариант положения об аттестации учителей. Она предполагает три категории повышения квалификации: первую, вторую и высшую. Но аттестация проходит добровольно.
Калиман Джунушалиева: в 2022 году был принят обновленный вариант положения об аттестации учителей. Она предполагает три категории повышения квалификации: первую, вторую и высшую. Но аттестация проходит добровольно.
— Недавно глава кабмина предложил, чтобы каждый педагог сдавал экзамен на знание предмета, который он преподает. Как это может выглядеть, по вашему мнению?
— На мой взгляд, речь не об экзаменах для учителей. Скорее всего, это должно быть в виде аттестации. Так как ученики сдают экзамены после 9-го и 11-го классов, вполне логично проверить, как сами учителя знают учебную программу. Пока это на уровне идеи. Но эта информация натолкнула нас на то, что после прохождения учителями программ повышения квалификации в нашем институте тоже следовало бы внедрить какой-то оценочный механизм. К примеру, можно предложить учителям-курсантам ситуативные задания, предметные тестовые работы. Не экзамен, конечно. Когда учителя услышали про экзамен, тем более с участием родителей, они приняли инициативу в штыки.
— Это обидело учителей?
— Появились комментарии учителей, что это унизит их перед родителями. Нужно понимать, что к 40-минутному уроку ответственный учитель всегда готовится. А само занятие — это уже экзамен для него. Но, с другой стороны, если учитель работает 45 лет и не адаптирует свое преподавание к условиям современности, это повод вмешаться в ситуацию. Например, я географ, в течение 40 лет провожу занятия в 6-х классах, наизусть знаю все, что должен знать ученик, но для учителя этого недостаточно. Я часто спрашиваю учителей, как они "проходят" темы, в нашем институте веду методику преподавания географии. Многие ограничиваются лишь информацией из параграфа в учебнике, но учебник — для ученика. А в течение 45 минут, кроме учебника, нужно гораздо шире раскрывать содержание темы, на то ты и учитель. Этого часто не происходит, поэтому и было предложено учителей "экзаменовать".
Многие педагоги работают по 40 лет. Опыта работы с детьми им не занимать. Но есть исследование, согласно которому, если учитель в течение 15 лет работает в одной и той же школе в одной и той же параллели, эффективность его работы снижается.
— Но у нас в школах и так нехватка учителей.
— Поэтому нужно думать о своем развитии. Нужно менять школу или даже профессию. А у нас 40-45 лет работают на одном месте. Это становится зоной комфорта, и страдают в первую очередь дети. Все новое принимают с упрямством. Например, когда приходит новый учебник с другим содержанием, с другим принципом упражнений, его бойкотируют. Учителя привыкли работать по одной книге и говорят, что новый учебник не годится. Но на самом деле просто никто не хочет выходить из зоны комфорта, не хотят изучать новое, по-другому разрабатывать уроки.
© Sputnik / Табылды КадырбековКалиман Джунушалиева: многие педагоги работают по 40 лет. Опыта работы с детьми им не занимать. Но есть исследование, согласно которому, если учитель в течение 15 лет работает в одной и той же школе в одной и той же параллели, эффективность его работы снижается.
Калиман Джунушалиева: многие педагоги работают по 40 лет. Опыта работы с детьми им не занимать. Но есть исследование, согласно которому, если учитель в течение 15 лет работает в одной и той же школе в одной и той же параллели, эффективность его работы снижается.
— Раз уж мы заговорили об учебниках, когда внедряют в школьную программу новые книги, учителя проходят какую-то подготовку по их применению?
— В этом году снова представили перечень учебников, которые допускаются к использованию в школах. Есть учебники и нового поколения, подготовленные издательствами "Кут билим" и "Аркус". В данный момент издательство "Аркус" повышает квалификацию учителей на базе этих новых учебников, например, по физике и химии.
Издательство "Кут аалам" тоже планирует провести повышение квалификации учителей по применению новых пособий. Пробный период работы с новыми книгами идет где-то полгода, чтобы получить обратную связь. И это несмотря на то, что учебники проходят 4 вида экспертизы в Министерстве образования и науки КР. Содержание современных книг должно ориентироваться на концепцию устойчивого развития государства, на "зеленые" навыки, чтобы в сознание подрастающего поколения изначально закладывалось понимание правильного использования ресурсов планеты, которое бы позволило улучшить ситуацию с изменением климата. С технической стороны в наших новых учебниках есть методические аппараты для эффективного усвоения содержания параграфа или учебного материала: проверь себя, попробуй решить, это уникально, что ты хочешь об этом сказать и так далее. Также к учебникам разрабатываются рабочие тетради, что предполагает иной подход к работе учителя. Поэтому к ним еще создают методические пособия, где педагогу объясняют, как обучать по этому учебнику.
— Раньше было много жалоб, что большие средства тратятся на командировки по повышению квалификации. Цифровые решения стали подмогой в этом плане?
— Мы сегодня активно практикуем вебинары. Этим летом, когда только запустили вебинары, был ажиотаж. Участие в них захотели принять около 7 тысяч человек. Это удобно не только для преподавателей, но и для нас. Чтобы провести семинары, нам нужно выезжать на места. Но сложно посетить все районы, мы не успевали. Поэтому онлайн-формат — прекрасная возможность охватить большее количество учителей.