https://ru.sputnik.kg/20240205/-evrosoyuz-centralnaya-aziya-transport-koridor-logistika-politika-ehkonomika-1082454076.html
Нужна ли нам Европа — эксперт о встрече Борреля с представителями стран ЦА
Нужна ли нам Европа — эксперт о встрече Борреля с представителями стран ЦА
Sputnik Кыргызстан
Реальны ли попытки Евросоюза добиться создания коридора, по которому товары из "центральноазиатской глуши" должны добраться до "европейского цветущего сада" за... 05.02.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-02-05T20:05+0600
2024-02-05T20:05+0600
2024-02-05T20:11+0600
центральная азия
евросоюз
жозеп боррель
транспортный коридор
логистика
транспорт
политика
экономика
колумнисты
колумнистика
https://sputnik.kg/img/07e8/02/05/1082455279_0:0:3070:1728_1920x0_80_0_0_e0b5915ccf2711d77e23a1df205ebb93.jpg
29-30 января Брюссель принимал представителей стран ЦА на Инвестиционном форуме по транспортному сообщению между ЕС и странами Центральной Азии, который был организован с целью достигнуть конкретных договоренностей по Транскаспийскому транспортному коридору. По планам он наконец-то должен связать Европу и Центральную Азию одним маршрутом, вбирающим в себя торгово-экономические, энергетические и иные связи, актуальность которых возросла многократно в последнее время.Важность этого маршрута усилилась после того, как два года назад Евросоюз сам себя отрезал от энергетических и торгово-экономических связей с Россией, а заодно и транзитных путей с ЦА по ее территории. Теперь за недальновидность этой абсолютно невыгодной для ЕС политики будут расплачиваться европейские налогоплательщики, которые пока еще не знают, в какие суммы обойдутся транспортно-энергетические проекты "сообщества европейских геополитических энтузиастов", во главе с главным дипломатом ЕС Жозепом Боррелем. Они продолжают надеяться на преодоление географической удаленности ЦА, причем в кратчайшие сроки.Странная риторикаНа форуме Боррель в присущем ему стиле, далеком от дипломатии, признался, что в начале его работы четыре года назад "Центральная Азия была немного в глуши", но зато сейчас она "в центре всех событий" и является "краеугольным камнем" между Европой и Азией. Единственное, что не должно проходить через ЦА, так это товары в Россию в обход западных санкций, о чем он прямо и просил партнеров в регионе. Занимаясь обсуждением новых транспортных связей с ЦА, Запад подготавливает очередной, уже 13-й пакет санкций против России, хотя даже Боррель с досадой отмечает, что пока еще все ограничительные меры не принесли желаемого результата.Тем не менее на форуме прозвучала фраза об "обязательствах инвестировать 10 миллиардов евро в устойчивое транспортное сообщение с Центральной Азией", но затем было объявлено о возможности выделить на эти цели лишь 2,97 миллиарда по линии Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.Напомню, что протяженность этого коридора составляет 11 тысяч километров и по задумке ЕС его прохождение по времени должно составлять не более 15 суток. Любой проект, конечно же, имеет сильные и слабые стороны, в которых еще предстоит разобраться, однако возникают куда более важные вопросы: чего в действительности хотят европейцы, что они могут предложить региону и выгодно ли это вообще Центральной Азии?Промежуточные результатыЕвропейцы без ложной скромности уже рапортуют о результатах форума в присущих им красивых словесных формулировках. В частности, отмечается, что в течение ближайших месяцев заработает Программа регионального процветания, предполагающая использование существующих транскаспийских транспортных сетей, затем на уровне старших советников будет функционировать координационная платформа для мониторинга прогресса по развитию этого коридора и, наконец, в 2025 году заработает Региональная транспортная программа оказания технической помощи для продвижения существующих и строительства будущих транспортных проектов.Европейские СМИ, освещавшие форум, также поспешили сообщить, что "в сближении Европы и Центральной Азии сделан решающий шаг". Восторженные обороты типа "ЕС и ЦА сблизились как никогда ранее" а также утверждения, что кульминацией "всеобщего стремления к близости" станет намеченный на апрель 2024 года первый формальный саммит ЕС и стран Центральной Азии, являются намеком на многообещающие прорывные достижения во многих областях.Но в реальности все куда прозаичнее. Страны ЦА на форуме были представлены на уровне министров транспорта и заместителя главы агентства транспорта Туркменистана. Кроме них, возможность поучаствовать в обсуждении грандиозных европейских планов получили представители Азербайджана, Армении, Грузии и Турции, которые являются воротами для Европы на этом маршруте — Кавказ, Черное море и территория Турции соответственно. Все участники, безусловно, приветствовали планы развития транспортных, торговых и экономических путей, поскольку они представляют новые возможности, от которых ни одно государство отказываться не будет. Но в регионе есть свои особенности, а учитывая тесное сотрудничество с Россией, страны ЦА и Южного Кавказа сейчас занимают больше выжидательную позицию и высказывают осторожные оценки в противоположность восторженным возгласам европейских политиков и журналистов о "близости ЕС и ЦА".Политика превыше экономикиНа прошедшем форуме глава дипломатии ЕС не скрывал, что сейчас инвестиции в регионе имеют сугубо политический характер, тем самым признал слабую экономическую целесообразность финансовых вливаний ЕС. Говоря о политике, к примеру, можно вспомнить, что Кыргызстан давно уже выполнил необходимые требования, чтобы выйти из черного списка безопасности полетов Евросоюза. Мы даже прошли полный аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО), однако положительных новостей до сих пор нет. Есть ли здесь политическая мотивация со стороны ЕС, пока сказать трудно. Возможно, Боррель больше обеспокоен общим фоном, на котором реализуются инициативы ЕС в ЦА, которые он находит весьма обнадеживающими. Тем не менее, говоря о наболевшем, он не скрывал своего разочарования по поводу ситуации на Украине, где "Евросоюз не видит света в конце туннеля". И очень странно, что проблемы на украинском фронте Брюссель пытается решить через ЦА.В начале событий на Украине европейцы сильно понадеялись на быструю победу санкций над Россией и относительно безболезненное прохождение энергетического кризиса. Сейчас же, по прошествии двух лет, уже даже самые отчаянные носители антироссийских взглядов в политике ЕС понимают, что перспектив победы Украины и Запада нет и далее стратегическая ситуация будет только ухудшаться. Открыто призывая страны ЦА, а по сути, провоцируя их на антироссийские действия, ЕС рискует создать еще одну зону напряженности и конфликта, которая никому не нужна. При этом и деньги потратят, и маршрут не построят.Принимая во внимание неизбежную подготовку коллективного Запада к переговорному процессу по Украине, можно предположить, что активность ЕС в Центральной Азии может иметь целью повышение своих позиций в переговорном процессе с Россией, чтобы создавать иллюзию растущего присутствия в странах региона и вынуждать Москву быть более сговорчивой на европейском либо других направлениях. Какими бы ни были эти планы, маловероятно, что Россия будет играть по правилам ЕС в Евразии, равно как и страны Центральной Азии захотят быть разменной монетой в "европейских транспортных играх" и будут рассматривать новые маршруты в качестве альтернативы уже действующим и активно развивающимся связям в Евразии. Безусловно, проект нового маршрута в Европу привлекает многие страны региона и они не будут отказываться от дополнительных доходов от транзита товаров в Европу, но также очевидно, что форсировать строительство этого пути страны ЦА не намерены.Отсутствие свободы у ЕССейчас как никогда ранее не только увеличился товарооборот между странами Центральной Азии и России, но и сама Россия и страны ЕАЭС стали друг для друга стратегическими и основными торговыми партнерами, тем самым повысив взаимозависимость торгово-экономических и энергетических связей всего евразийского континента. Сама идея необходимости поиска рынков сбыта именно на европейском направлении для стран ЦА приобретает все меньший экономический смысл, поскольку сейчас на восточном и южном направлениях открываются новые, куда более перспективные рынки, а также товары, которые удовлетворяют растущие потребности евразийских стран. Трудно сказать, понимают ли это в Европе, но, по всей видимости, ЕС просто не может остановиться, потому что у европейской дипломатии, находящейся полностью под контролем США, просто нет свободы выбора.
https://ru.sputnik.kg/20240131/zapad-rossiya-kitaj-yaponiya-tajvan-konflikt-razzhiganie-krizis-politika-1082322009.html
https://ru.sputnik.kg/20240124/zapad-usa-centralnaya-aziya-nacizm-fashizm-vozrozhdenie-istoriya-1082147850.html
центральная азия
евросоюз
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Адилет Кылычев
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080684283_469:35:1166:732_100x100_80_0_0_efa99e3c63151b08625b53616cce7696.jpg
Адилет Кылычев
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080684283_469:35:1166:732_100x100_80_0_0_efa99e3c63151b08625b53616cce7696.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e8/02/05/1082455279_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_bbaaf1da82df4a3ea47a82829640a3b3.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Адилет Кылычев
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080684283_469:35:1166:732_100x100_80_0_0_efa99e3c63151b08625b53616cce7696.jpg
центральная азия, евросоюз, жозеп боррель, транспортный коридор, логистика, транспорт, политика, экономика , колумнисты, колумнистика , аналитика
центральная азия, евросоюз, жозеп боррель, транспортный коридор, логистика, транспорт, политика, экономика , колумнисты, колумнистика , аналитика
Нужна ли нам Европа — эксперт о встрече Борреля с представителями стран ЦА
20:05 05.02.2024 (обновлено: 20:11 05.02.2024) Реальны ли попытки Евросоюза добиться создания коридора, по которому товары из "центральноазиатской глуши" должны добраться до "европейского цветущего сада" за 15 дней, и что стоит за желанием европейцев сблизиться с регионом, рассуждает колумнист Sputnik.
29-30 января Брюссель принимал представителей стран ЦА на Инвестиционном форуме по транспортному сообщению между ЕС и странами Центральной Азии, который был организован с целью достигнуть конкретных договоренностей по Транскаспийскому транспортному коридору. По планам он наконец-то должен связать Европу и Центральную Азию одним маршрутом, вбирающим в себя торгово-экономические, энергетические и иные связи, актуальность которых возросла многократно в последнее время.
Важность этого маршрута усилилась после того, как два года назад Евросоюз сам себя отрезал от энергетических и торгово-экономических связей с Россией, а заодно и транзитных путей с ЦА по ее территории. Теперь за недальновидность этой абсолютно невыгодной для ЕС политики будут расплачиваться европейские налогоплательщики, которые пока еще не знают, в какие суммы обойдутся транспортно-энергетические проекты "сообщества европейских геополитических энтузиастов", во главе с главным дипломатом ЕС Жозепом Боррелем. Они продолжают надеяться на преодоление географической удаленности ЦА, причем в кратчайшие сроки.
На форуме Боррель в присущем ему стиле, далеком от дипломатии, признался, что в начале его работы четыре года назад "Центральная Азия была немного в глуши", но зато сейчас она "в центре всех событий" и является "краеугольным камнем" между Европой и Азией. Единственное, что не должно проходить через ЦА, так это товары в Россию в обход западных санкций, о чем он прямо и просил партнеров в регионе. Занимаясь обсуждением новых транспортных связей с ЦА, Запад подготавливает очередной, уже 13-й пакет санкций против России, хотя даже Боррель с досадой отмечает, что пока еще все ограничительные меры не принесли желаемого результата.
Тем не менее на форуме прозвучала фраза об "обязательствах инвестировать 10 миллиардов евро в устойчивое транспортное сообщение с Центральной Азией", но затем было объявлено о возможности выделить на эти цели лишь 2,97 миллиарда по линии Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Напомню, что протяженность этого коридора составляет 11 тысяч километров и по задумке ЕС его прохождение по времени должно составлять не более 15 суток. Любой проект, конечно же, имеет сильные и слабые стороны, в которых еще предстоит разобраться, однако возникают куда более важные вопросы: чего в действительности хотят европейцы, что они могут предложить региону и выгодно ли это вообще Центральной Азии?
Европейцы без ложной скромности уже рапортуют о результатах форума в присущих им красивых словесных формулировках. В частности, отмечается, что в течение ближайших месяцев заработает Программа регионального процветания, предполагающая использование существующих транскаспийских транспортных сетей, затем на уровне старших советников будет функционировать координационная платформа для мониторинга прогресса по развитию этого коридора и, наконец, в 2025 году заработает Региональная транспортная программа оказания технической помощи для продвижения существующих и строительства будущих транспортных проектов.
Европейские СМИ, освещавшие форум, также поспешили сообщить, что "в сближении Европы и Центральной Азии сделан решающий шаг". Восторженные обороты типа "ЕС и ЦА сблизились как никогда ранее" а также утверждения, что кульминацией "всеобщего стремления к близости" станет намеченный на апрель 2024 года первый формальный саммит ЕС и стран Центральной Азии, являются намеком на многообещающие прорывные достижения во многих областях.
Но в реальности все куда прозаичнее. Страны ЦА на форуме были представлены на уровне министров транспорта и заместителя главы агентства транспорта Туркменистана. Кроме них, возможность поучаствовать в обсуждении грандиозных европейских планов получили представители Азербайджана, Армении, Грузии и Турции, которые являются воротами для Европы на этом маршруте — Кавказ, Черное море и территория Турции соответственно. Все участники, безусловно, приветствовали планы развития транспортных, торговых и экономических путей, поскольку они представляют новые возможности, от которых ни одно государство отказываться не будет. Но в регионе есть свои особенности, а учитывая тесное сотрудничество с Россией, страны ЦА и Южного Кавказа сейчас занимают больше выжидательную позицию и высказывают осторожные оценки в противоположность восторженным возгласам европейских политиков и журналистов о "близости ЕС и ЦА".
Политика превыше экономики
На прошедшем форуме глава дипломатии ЕС не скрывал, что сейчас инвестиции в регионе имеют сугубо политический характер, тем самым признал слабую экономическую целесообразность финансовых вливаний ЕС. Говоря о политике, к примеру, можно вспомнить, что Кыргызстан давно уже выполнил необходимые требования, чтобы выйти из черного списка безопасности полетов Евросоюза. Мы даже прошли полный аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО), однако положительных новостей до сих пор нет. Есть ли здесь политическая мотивация со стороны ЕС, пока сказать трудно. Возможно, Боррель больше обеспокоен общим фоном, на котором реализуются инициативы ЕС в ЦА, которые он находит весьма обнадеживающими. Тем не менее, говоря о наболевшем, он не скрывал своего разочарования по поводу ситуации на Украине, где "Евросоюз не видит света в конце туннеля". И очень странно, что проблемы на украинском фронте Брюссель пытается решить через ЦА.
В начале событий на Украине европейцы сильно понадеялись на быструю победу санкций над Россией и относительно безболезненное прохождение энергетического кризиса. Сейчас же, по прошествии двух лет, уже даже самые отчаянные носители антироссийских взглядов в политике ЕС понимают, что перспектив победы Украины и Запада нет и далее стратегическая ситуация будет только ухудшаться. Открыто призывая страны ЦА, а по сути, провоцируя их на антироссийские действия, ЕС рискует создать еще одну зону напряженности и конфликта, которая никому не нужна. При этом и деньги потратят, и маршрут не построят.
Принимая во внимание неизбежную подготовку коллективного Запада к переговорному процессу по Украине, можно предположить, что активность ЕС в Центральной Азии может иметь целью повышение своих позиций в переговорном процессе с Россией, чтобы создавать иллюзию растущего присутствия в странах региона и вынуждать Москву быть более сговорчивой на европейском либо других направлениях. Какими бы ни были эти планы, маловероятно, что Россия будет играть по правилам ЕС в Евразии, равно как и страны Центральной Азии захотят быть разменной монетой в "европейских транспортных играх" и будут рассматривать новые маршруты в качестве альтернативы уже действующим и активно развивающимся связям в Евразии. Безусловно, проект нового маршрута в Европу привлекает многие страны региона и они не будут отказываться от дополнительных доходов от транзита товаров в Европу, но также очевидно, что форсировать строительство этого пути страны ЦА не намерены.
Сейчас как никогда ранее не только увеличился товарооборот между странами Центральной Азии и России, но и сама Россия и страны ЕАЭС стали друг для друга стратегическими и основными торговыми партнерами, тем самым повысив взаимозависимость торгово-экономических и энергетических связей всего евразийского континента. Сама идея необходимости поиска рынков сбыта именно на европейском направлении для стран ЦА приобретает все меньший экономический смысл, поскольку сейчас на восточном и южном направлениях открываются новые, куда более перспективные рынки, а также товары, которые удовлетворяют растущие потребности евразийских стран. Трудно сказать, понимают ли это в Европе, но, по всей видимости, ЕС просто не может остановиться, потому что у европейской дипломатии, находящейся полностью под контролем США, просто нет свободы выбора.