00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:00
5 мин
Между строк
Ностальгия по детству в повести Гафура Гуляма "Озорник"
20:05
45 мин
Ачык кеп
Таштандыны баш аламан таштагандар жазаланууда - “Тазалык” таштанды көйгөйүн кантип чечип жатат?
23:04
41 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Роль ЦА в новой архитектуре безопасности — размышления после саммита НАТО

© AFP / LUDOVIC MARINГлавы государств НАТО во время юбилейного саммита в Вашингтоне
Главы государств НАТО во время юбилейного саммита в Вашингтоне - Sputnik Кыргызстан, 1920, 24.07.2024
Подписаться
Вашингтон и его сателлиты рушат систему безопасности в мире. В этих условиях становится необходимым строить новую архитектуру обеспечения мира в Евразии. Какую роль в этом процессе играет ЦА и как НАТО ищет слабое звено, рассказал обозреватель Sputnik Кыргызстан.

Опасные встречи

От прошедшего в Вашингтоне юбилейного саммита Организации Североатлантического договора (НАТО) можно было ожидать всего чего угодно, но только не предложения о мире. И в этом плане он оправдал "все самые смелые ожидания" — коллективный Запад самоубийственно стремится к военному конфликту с Россией с перспективой дальнейшего обострения отношений с Китаем, КНДР и Ираном, которых он продолжает обвинять в прямой или косвенной "поддержке российской агрессии против Украины". Отмечая при этом в итоговой декларации поддержку Украины "на ее необратимом пути к полной евроатлантической интеграции", Запад еще раз подчеркивает свою решимость и дальше жертвовать населением, территорией и ресурсами Украины во имя расширения границ альянса в глубь евразийского континента.
Ни США, ни Европа пока не до конца осознают, что дальнейшее расширение НАТО на восток — это не только окончательная потеря украинской государственности, но и серьезные испытания для самого альянса, которые он, возможно, уже не переживет. Тем не менее это не останавливает НАТО смотреть на другую оконечность евразийского континента — Дальний Восток России, Китай, КНДР. В заключительном документе саммита говорилось о намерении провести встречу альянса с руководством Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Кореи для обсуждения "общих вызовов безопасности и сфер сотрудничества".
Индо-Тихоокеанский регион, как отмечается, крайне важен для НАТО и оказывает прямое воздействие на евроатлантическую безопасность. И все потому, что стратегическое партнерство России с КНР и их "совместные и усиливающиеся попытки подорвать и перекроить основанный на правилах международный порядок вызывают глубокую озабоченность" у стран НАТО и ближайших союзников в Азии. Так, в кулуарах вашингтонского саммита руководители Японии и Южной Кореи выразили намерение углублять взаимодействие с НАТО на фоне усиливающегося стратегического партнерства России и КНР, а также России и КНДР. При этом они заявили о неразделимости безопасности Евро-Атлантического и Индо-Тихоокеанского регионов.

НАТО ищет слабое звено

И все же главное беспокойство для НАТО и Запада, что и было отражено в декларации, — это угроза, исходящая от России, которая не только "восстанавливает и расширяет свой военный потенциал", но и "стремится кардинально изменить конфигурацию архитектуры евроатлантической безопасности". Хотя в документе говорится, что НАТО вступать в конфронтацию с Россией не намерено и готово поддерживать каналы связи во избежание дальнейшей эскалации. Альянсу, естественно, никто верить не собирается. Особенно после объявленного намерения США разместить на территории Германии ракеты средней и меньшей дальности, а также другие "экспериментальные гиперзвуковые вооружения".
Ранее в этом году США уже говорили о планах развертывания ракетных систем среднего радиуса в Азиатско-Тихоокеанском регионе для сдерживания КНР. С сожалением приходится констатировать, что Европа и Азия полным ходом идут к гонке ракетных вооружений, последствия которой прогнозировать трудно. Непонятно другое — неужели США и их союзники полагают, что НАТО способно одновременно сдерживать и Россию, и Китай? Возможно, что такое поведение Вашингтона — это явная провокация, поскольку даже в самый разгар холодной войны американское руководство более трезво оценивало свои возможности и не допускало борьбы на два фронта. Становится очевидным, что НАТО усиленно ищет слабые места в общем евразийском пространстве безопасности.
Президент РФ Владимир Путин и председатель государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын - Sputnik Кыргызстан, 1920, 02.07.2024
Как Россия строит новую архитектуру безопасности — о визитах Путина в КНДР и Вьетнам

Кавказский разрыв

Потеря возможности обеспечивать глобальное доминирование для США страшный сон. Но еще более страшным является восстановление прежнего периметра безопасности на евразийском пространстве, который ранее находился либо в границах СССР, либо входил в сферу его влияния. Сейчас Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) выполняет одну из важных функций сохранения этого периметра безопасности, который проходит в том числе и на Южном Кавказе, где Армения является членом этой организации. В стратегическом плане для США крайне важно "выдавить" Армению из ОДКБ, играя на чувствах населения после завершения "карабахского конфликта" и решения других территориальных проблем с Азербайджаном. В этой связи резкие высказывания армянского руководства относительно "бесполезности ОДКБ" для Армении и о возможном выходе из организации либо бесперспективности ЕАЭС и поиске других альтернатив — это явный показатель плотной и весьма плодотворной работы американской дипломатии с руководством этой страны.
Страны региона понимают особое внимание США и НАТО к региону. В связи с этим присутствие глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана на саммите в Вашингтоне особого удивления не вызывает. В этом плане симптоматичны попытки госсекретаря США Энтони Блинкена примерить на себя роль главного миротворца на Южном Кавказе. На саммите НАТО он заявил, что Армения и Азербайджан близки к заключению мирных договоренностей и США их активно бы поддержали. Достижение долгосрочного и прочного мира на Южном Кавказе — это серьезное дипломатическое достижение, которое хотела бы записать в свой актив любая страна, в той или иной степени вовлеченная в дела там. Однако представляется, что успеха в посредничестве на переговорах между Арменией и Азербайджаном может добиться только та страна, которая искренне стремится и заинтересована в стабильности и безопасности этого региона. А США к таким странам причислить сложно.
Россия имеет особое историческое положение на Южном Кавказе, и вероятный окончательный выход Армении из ОДКБ никак не снизит стратегическое влияние и присутствие России по той простой причине, что она его неотъемлемая часть. Но вот для самой Армении это будет серьезный удар в плане обеспечения комплексной военно-политической безопасности в условиях отсутствия мирного соглашения с Азербайджаном, а также без нормализации отношений с Турцией.
Недавняя подача заявки Армении и Азербайджана на получение статуса наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) означает постепенный путь к постоянному членству в организации. Она преследует разные цели. Азербайджан стремится к участию в многосторонних формах евразийского сотрудничества, и ШОС дает ему возможность реализовать потенциал как ключевого государства Южного Кавказа в будущих транспортных, энергетических и торгово-экономических связях в Евразии. Армения же пытается компенсировать выход из ОДКБ участием в более широком процессе, связанном с решением не только вопросов безопасности и стабильности, но и торгово-экономических, финансовых и т. д. Однако полностью заменить роль ОДКБ этим будет невозможно. И если руководство Армении рассчитывает на гарантии безопасности от НАТО либо ЕС путем расширения партнерских отношений, то это, наоборот, может повлечь серьезные последствия как для безопасности Южного Кавказа, так и для самой Армении.

ЦА как опора континентальной безопасности

Динамика внешнеполитической активности стран Запада в Центральной Азии, которые все еще надеются на поддержку санкций против России, не спадает вот уже второй год. Надежда у Запада еще теплится, даже несмотря на нейтральную позицию некоторых стран ЦА по отношению к конфликту на Украине. Они не воспринимают тот факт, что вопросы обеспечения региональной и международной безопасности в Центральной Азии никогда не рассматривались как часть некой внешней внерегиональной системы. Всевозможные программы партнерства стран ЦА с НАТО постепенно снизили актуальность в контексте решения современных проблем безопасности в Центральной Азии. А после вывода войск НАТО и США из Афганистана и вовсе потеряли перспективы для реализации в будущем, превратившись в протокольные мероприятия.
Особенности географического расположения ЦА в центре Евразии создают уникальные предпосылки для формирования новых форм сотрудничества в области международной безопасности. К примеру, именно Центральная Азия создала условия для дальнейшего развития ОДКБ благодаря опыту противодействия новым угрозам и вызовам в области безопасности, терроризма, экстремизма и другим негативным явлениям, включая обеспечение политической стабильности в отдельных государствах. На фоне формирования угроз в Европе, на Южном Кавказе и Дальнем Востоке именно Центральная Азия может создать условия для более комплексного и фундаментального процесса формирования новой архитектуры международной безопасности. Тем более что страны региона являются членами ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, ШОС, а также участвуют в процессах в рамках БРИКС.
Разительным отличием мероприятий в области обеспечения безопасности с участием представителей мирового большинства от аналогичного формата стран коллективного Запада является надежда на светлое будущее, разум и благоразумие оппонентов. Саммиты НАТО и подобные им многосторонние встречи — это язык ультиматума, облеченный в красивые слова и фразы. Так и сейчас прошедший саммит в Вашингтоне не делает этот мир стабильнее и безопаснее, оставляя у многих чувство тревоги. Однако он вселяет надежду на то, что следующий шаг за Евразией, которая не только имеет потенциал для глобальных преобразований, но и сама по себе является моделью более справедливого и безопасного мира.
Заседание Совета глав государств-членов ШОС в Астане - Sputnik Кыргызстан, 1920, 10.07.2024
Уроки многополярности — об итогах саммита ШОС в Астане
Лента новостей
0