https://ru.sputnik.kg/20250227/usa-centralnaya-aziya-politika-vliyanie-ugroza-bezopasnost-1092324408.html
Регион как инструмент влияния — о новой политике США в Центральной Азии
Регион как инструмент влияния — о новой политике США в Центральной Азии
Sputnik Кыргызстан
Заморозка внешней помощи по линии USAID (Агентство США по международному развитию) администрацией президента США Дональда Трампа застала многочисленных... 27.02.2025, Sputnik Кыргызстан
2025-02-27T20:38+0600
2025-02-27T20:38+0600
2025-02-27T20:38+0600
центральная азия
сша
политика
влияние
безопасность
противостояние
россия
китай
колумнисты
колумнистика
https://sputnik.kg/img/07e9/02/1b/1092325233_0:0:3172:1785_1920x0_80_0_0_12e12ad9759986bbf95bd4cbc12da0d3.jpg.webp
Заморозка внешней помощи по линии USAID (Агентство США по международному развитию) администрацией президента США Дональда Трампа застала многочисленных получателей грантов и иных видов финансовой помощи врасплох — никто не ожидал, что привычный денежный поток когда-нибудь иссякнет.Неизбежный конецПредварительный период в 90 дней, отведенный на заморозку фондов USAID, и финансовый аудит в мировом масштабе сразу выявили самые невероятные и противоречивые статьи расходов — от пропаганды нетрадиционных ценностей в самых разных формах до спонсирования организаций, связанных с терроризмом в Сирии и Афганистане, включая сомнительные ирригационные проекты, которые использовались для выращивания афганского опиумного мака. ЛГБТ*, терроризм, наркотики и многое другое — все это далеко не полный спектр американской "мягкой силы", которая еще долго будет ассоциироваться с причудливыми и далеко небезобидными инструментами внешней политики США.В Центральной Азии USAID как раз и выполнял роль одного из главных инструментов этой политики. Представители агентства настойчиво убеждали американских налогоплательщиков и заодно международное сообщество в том, что в ЦА была проделана масштабная и фундаментальная работа по переходу к рыночной экономике и демократическому управлению, созданы условия для социальных преобразований, включая здравоохранение и образование.Но если говорить прямо, агентство предпринимало комплексные попытки преобразования ЦА под свои нужды — под видом модернизации, повышения эффективности и внедрения передового западного опыта последовательно уничтожалось все, что осталось после распада Советского Союза.Вершиной влияния этого агентства можно по праву считать образование так называемого "гражданского общества" — многочисленных НПО и НКО, которые в период своего расцвета вмешивались практически во все общественно-политические процессы. Череда цветных революций на постсоветском пространстве, распространение идей национализма и нацизма и враждебное отношение к общему прошлому — прямой результат "фундаментальной" работы USAID на всем пространстве бывшего Союза.Задолго до того как в США приняли решение пересмотреть принципы распределения зарубежной помощи, у USAID уже были проблемы — прежние методы свержения правительств работать перестали и требовали гораздо больших затрат, чем ранее. Значительно возрос уровень осведомленности населения о работе как агентства, так и связанных с ними НПО. Это и обеспечило большую общественную поддержку в Казахстане, Кыргызстане и Грузии законов о так называемых "иностранных представителях", которые регулируют деятельность организаций, получающих финансирование из-за рубежа. В любом случае конец был близок.О старых и новых приоритетахСокращение и пересмотр зарубежной финансовой помощи США, а также неопределенные перспективы USAID в целом создают весьма неоднозначные условия для реализации внешнеполитической стратегии Вашингтона в регионе.Причем совершенно не важно, что будет с многочисленными сотрудниками НПО — гражданами стран ЦА: традиционно судьба помощников из числа местного населения заботит США в самую последнюю очередь. Тем не менее представляется маловероятным, что Вашингтон будет разбрасываться уже наработанными "активами". Очевидно, что США восстановят работу с наиболее способными организациями, а остальные перейдут на попечение многочисленных союзников — ЕС, Великобритании, Южной Кореи и Японии. Все эти страны в той или иной степени давно работают в регионе.Также неверно говорить, что вновь пришедшие к власти республиканцы начнут политику в ЦА на пустом месте. В 2019 году, в период первого срока Трампа, республиканская администрация принимала документ под названием "Стратегия США для Центральной Азии на 2019–2025 годы: продвижение суверенитета и экономического процветания".В то время приоритетом Штатов на фоне вывода войск из Афганистана было усиление сотрудничества со странами Центральной Азии для противодействия растущему экономическому и политическому влиянию России и Китая. Американцы предполагали, что тесное взаимодействие с государствами ЦА, как отмечалось в документе, "будет содействовать продвижению ценностей̆ США и обеспечит противовес влиянию соседей по региону". Очевидно, что ни Трамп, ни Байден, продвигавшие одну и ту же политическую линию в регионе, так и не добились успеха. Наоборот, в результате санкций и давления страны ЦА усилили евразийский контур сотрудничества и стратегического партнерства. При этом сам Афганистан проявляет интерес к торгово-экономическому, транспортному и энергетическому сотрудничеству с Евразией.Принимая во внимание стратегические цели США, которые всегда будут включать противодействие влиянию России, Китая и Ирана, можно предположить, что значение Центральной Азии и Афганистана будет возрастать в ближайшей перспективе. Если США пока еще не делали отдельных заявлений по странам ЦА либо о политике в этом регионе, то по Афганистану уже было высказано несколько весомых претензий в отношении руководства "Талибана"**. В частности, президент Дональд Трамп потребовал вернуть оружие и боеприпасы, которые были оставлены ушедшими из Афганистана войсками, в противном случае он грозится остановить финансовую помощь, исправно выделяемую на поддержку Афганистана. Выдвижение нереалистичных требований к "Талибану", безусловно, повод для новых переговоров, которые могут привести к стратегическим договоренностям. Тем не менее нельзя исключать, что восстановление диалога и нормализация отношений между Россией и США, включая проблему урегулирования конфликта на Украине, можно рассматривать как оперативную паузу перед подготовкой к новой американской стратегии в регионе.Особая значимостьКакой будет политика США в Центральной Азии, сейчас сказать невозможно, но, принимая во внимание любовь Трампа к идеям изоляционизма, которые приобретают формы сокращения и оптимизации затрат на внешнюю политику и обеспечение военного присутствия, можно предположить, что значительная часть бремени на поддержание политики глобального доминировали будет возложена на союзников. И если на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе Штатам есть на кого положиться, то ЦА — это такой регион, в котором у Вашингтона нет и не может быть партнеров-проводников их интересов.Это обстоятельство всегда осложняло внешнеполитические планы США. Тут не следует забывать о военном присутствии в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, которое на определенное время стало серьезной проблемой безопасности для стран как внутри, так и вне региона. В любом случае, принимая во внимание возросший потенциал глобального большинства, представляется, что для США крайне невыгодно вести противоборство сразу по трем направлениям — Россия, Китай и Иран. Тем более все эти страны связывает стратегическое партнерство. Возможно, что решения о поэтапном устранении угроз для американской гегемонии уже приняты путем небольших и попеременных уступок любой из перечисленных выше держав.Однако очевидно другое: как и в прошлом, так и сейчас Центральная Азия будет представлять особую значимость для планов США по присутствию в "сердце" евразийского континента. В попытках понять, какие инструменты использует Вашингтон в своей региональной политике, важно осознавать, что Центральная Азия сама по себе и есть тот инструмент, который Штаты всегда пытались использовать в своей политике против России и Китая. И тот факт, что в ЦА и в целом в Евразии началась реализация масштабных транспортных и энергетических проектов, связывающих весь континент и другие региона мира, может заставить США действовать быстро и, возможно, жестко и грубо.Сговорчивость Соединенных Штатов в вопросе украинского конфликта, стремление восстановить диалог с Россией и в целом идти на контакт по вопросам двустороннего и международного сотрудничества в действительности мало кого обманывают — большинство понимает, что идет глобальная игра, от исхода которой будут зависеть международная безопасность и стабильность. Но это также указывает на необходимость укрепления регионального сотрудничества стран Евразии, организации которой — ОДКБ, ШОС, ЕАЭС — могут стать единственной гарантией стабильности, а также препятствием на пути превращения ЦА в инструмент чьей-то политики.*Движение признано экстремистским и запрещено в России.** Движение находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
https://ru.sputnik.kg/20250210/kitaj-kyrgyzstan-vizit-itogi-sadyr-zhaparov-si-czinpin-1091962740.html
https://ru.sputnik.kg/20250211/usa-donald-tramp-politika-gegemoniya-usaid-1091986492.html
центральная азия
сша
китай
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Екатерина Стрельникова
https://sputnik.kg/img/07e5/0a/12/1054262558_358:0:1111:753_100x100_80_0_0_556820e1a1a5b897df2e007129dc4b6a.jpg.webp
Екатерина Стрельникова
https://sputnik.kg/img/07e5/0a/12/1054262558_358:0:1111:753_100x100_80_0_0_556820e1a1a5b897df2e007129dc4b6a.jpg.webp
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e9/02/1b/1092325233_97:0:2828:2048_1920x0_80_0_0_748db3958cf45f3f6757c4ad4c296e13.jpg.webpSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Екатерина Стрельникова
https://sputnik.kg/img/07e5/0a/12/1054262558_358:0:1111:753_100x100_80_0_0_556820e1a1a5b897df2e007129dc4b6a.jpg.webp
центральная азия, сша, политика, влияние, безопасность, противостояние, россия, китай, колумнисты, колумнистика
центральная азия, сша, политика, влияние, безопасность, противостояние, россия, китай, колумнисты, колумнистика
Заморозка внешней помощи по линии USAID (Агентство США по международному развитию) администрацией президента США Дональда Трампа застала многочисленных получателей грантов и иных видов финансовой помощи врасплох — никто не ожидал, что привычный денежный поток когда-нибудь иссякнет.
Предварительный период в 90 дней, отведенный на заморозку фондов USAID, и финансовый аудит в мировом масштабе сразу выявили самые невероятные и противоречивые статьи расходов — от пропаганды нетрадиционных ценностей в самых разных формах до спонсирования организаций, связанных с терроризмом в Сирии и Афганистане, включая сомнительные ирригационные проекты, которые использовались для выращивания афганского опиумного мака. ЛГБТ*, терроризм, наркотики и многое другое — все это далеко не полный спектр американской "мягкой силы", которая еще долго будет ассоциироваться с причудливыми и далеко небезобидными инструментами внешней политики США.
В Центральной Азии USAID как раз и выполнял роль одного из главных инструментов этой политики. Представители агентства настойчиво убеждали американских налогоплательщиков и заодно международное сообщество в том, что в ЦА была проделана масштабная и фундаментальная работа по переходу к рыночной экономике и демократическому управлению, созданы условия для социальных преобразований, включая здравоохранение и образование.
Но если говорить прямо, агентство предпринимало комплексные попытки преобразования ЦА под свои нужды — под видом модернизации, повышения эффективности и внедрения передового западного опыта последовательно уничтожалось все, что осталось после распада Советского Союза.
Вершиной влияния этого агентства можно по праву считать образование так называемого "гражданского общества" — многочисленных НПО и НКО, которые в период своего расцвета вмешивались практически во все общественно-политические процессы. Череда цветных революций на постсоветском пространстве, распространение идей национализма и нацизма и враждебное отношение к общему прошлому — прямой результат "фундаментальной" работы USAID на всем пространстве бывшего Союза.
Задолго до того как в США приняли решение пересмотреть принципы распределения зарубежной помощи, у USAID уже были проблемы — прежние методы свержения правительств работать перестали и требовали гораздо больших затрат, чем ранее. Значительно возрос уровень осведомленности населения о работе как агентства, так и связанных с ними НПО. Это и обеспечило большую общественную поддержку в Казахстане, Кыргызстане и Грузии законов о так называемых "иностранных представителях", которые регулируют деятельность организаций, получающих финансирование из-за рубежа. В любом случае конец был близок.
О старых и новых приоритетах
Сокращение и пересмотр зарубежной финансовой помощи США, а также неопределенные перспективы USAID в целом создают весьма неоднозначные условия для реализации внешнеполитической стратегии Вашингтона в регионе.
Причем совершенно не важно, что будет с многочисленными сотрудниками НПО — гражданами стран ЦА: традиционно судьба помощников из числа местного населения заботит США в самую последнюю очередь. Тем не менее представляется маловероятным, что Вашингтон будет разбрасываться уже наработанными "активами". Очевидно, что США восстановят работу с наиболее способными организациями, а остальные перейдут на попечение многочисленных союзников — ЕС, Великобритании, Южной Кореи и Японии. Все эти страны в той или иной степени давно работают в регионе.
Также неверно говорить, что вновь пришедшие к власти республиканцы начнут политику в ЦА на пустом месте. В 2019 году, в период первого срока Трампа, республиканская администрация принимала документ под названием "Стратегия США для Центральной Азии на 2019–2025 годы: продвижение суверенитета и экономического процветания".
В то время приоритетом Штатов на фоне вывода войск из Афганистана было усиление сотрудничества со странами Центральной Азии для противодействия растущему экономическому и политическому влиянию России и Китая. Американцы предполагали, что тесное взаимодействие с государствами ЦА, как отмечалось в документе, "будет содействовать продвижению ценностей̆ США и обеспечит противовес влиянию соседей по региону". Очевидно, что ни Трамп, ни Байден, продвигавшие одну и ту же политическую линию в регионе, так и не добились успеха. Наоборот, в результате санкций и давления страны ЦА усилили евразийский контур сотрудничества и стратегического партнерства. При этом сам Афганистан проявляет интерес к торгово-экономическому, транспортному и энергетическому сотрудничеству с Евразией.
Принимая во внимание стратегические цели США, которые всегда будут включать противодействие влиянию России, Китая и Ирана, можно предположить, что значение Центральной Азии и Афганистана будет возрастать в ближайшей перспективе. Если США пока еще не делали отдельных заявлений по странам ЦА либо о политике в этом регионе, то по Афганистану уже было высказано несколько весомых претензий в отношении руководства "Талибана"**. В частности, президент Дональд Трамп потребовал вернуть оружие и боеприпасы, которые были оставлены ушедшими из Афганистана войсками, в противном случае он грозится остановить финансовую помощь, исправно выделяемую на поддержку Афганистана. Выдвижение нереалистичных требований к "Талибану", безусловно, повод для новых переговоров, которые могут привести к стратегическим договоренностям. Тем не менее нельзя исключать, что восстановление диалога и нормализация отношений между Россией и США, включая проблему урегулирования конфликта на Украине, можно рассматривать как оперативную паузу перед подготовкой к новой американской стратегии в регионе.
Какой будет политика США в Центральной Азии, сейчас сказать невозможно, но, принимая во внимание любовь Трампа к идеям изоляционизма, которые приобретают формы сокращения и оптимизации затрат на внешнюю политику и обеспечение военного присутствия, можно предположить, что значительная часть бремени на поддержание политики глобального доминировали будет возложена на союзников. И если на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе Штатам есть на кого положиться, то ЦА — это такой регион, в котором у Вашингтона нет и не может быть партнеров-проводников их интересов.
Это обстоятельство всегда осложняло внешнеполитические планы США. Тут не следует забывать о военном присутствии в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, которое на определенное время стало серьезной проблемой безопасности для стран как внутри, так и вне региона. В любом случае, принимая во внимание возросший потенциал глобального большинства, представляется, что для США крайне невыгодно вести противоборство сразу по трем направлениям — Россия, Китай и Иран. Тем более все эти страны связывает стратегическое партнерство. Возможно, что решения о поэтапном устранении угроз для американской гегемонии уже приняты путем небольших и попеременных уступок любой из перечисленных выше держав.
Однако очевидно другое: как и в прошлом, так и сейчас Центральная Азия будет представлять особую значимость для планов США по присутствию в "сердце" евразийского континента. В попытках понять, какие инструменты использует Вашингтон в своей региональной политике, важно осознавать, что Центральная Азия сама по себе и есть тот инструмент, который Штаты всегда пытались использовать в своей политике против России и Китая. И тот факт, что в ЦА и в целом в Евразии началась реализация масштабных транспортных и энергетических проектов, связывающих весь континент и другие региона мира, может заставить США действовать быстро и, возможно, жестко и грубо.
Сговорчивость Соединенных Штатов в вопросе украинского конфликта, стремление восстановить диалог с Россией и в целом идти на контакт по вопросам двустороннего и международного сотрудничества в действительности мало кого обманывают — большинство понимает, что идет глобальная игра, от исхода которой будут зависеть международная безопасность и стабильность. Но это также указывает на необходимость укрепления регионального сотрудничества стран Евразии, организации которой — ОДКБ, ШОС, ЕАЭС — могут стать единственной гарантией стабильности, а также препятствием на пути превращения ЦА в инструмент чьей-то политики.
*Движение признано экстремистским и запрещено в России.
** Движение находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.