00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
10:01
3 мин
Жаңылыктар
11:01
3 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
4 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости. Погода на завтра
20:00
6 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:01
3 мин
Жаңылыктар
11:01
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:01
5 мин
Ачык кеп
Тамеки тарткан окуучулар көбөйдү — Өкмөт кандай чара көрүп жатат?
21:04
40 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Саммит по-итальянски — что ищет Рим в Центральной Азии

© Пресс-служба президента КР / Султан ДосалиевСаммит "Центральная Азия – Италия" в Астане
Саммит Центральная Азия – Италия в Астане - Sputnik Кыргызстан, 1920, 09.06.2025
Подписаться
В конце мая в Астане завершился первый саммит "Италия + Центральная Азия", на котором было объявлено о начале "стратегического сотрудничества" со странами региона. Почему ЦА попала под пристальное внимание Евросоюза, размышляет обозреватель.

Очередной десант

Центральная Азия постепенно стала одним из важных направлений внешней политики как всего Европейского союза, так и отдельных государств-членов. Уже три года подряд высокие экономические и политические функционеры ЕС попеременно соревнуются в дипломатических реверансах в отношении центральноазиатских республик, организуя многосторонние саммиты и двусторонние встречи на разных уровнях. Политические, общественные и экспертные круги ЦА еще не успели до конца осмыслить итоги апрельского саммита "Европейский союз — Центральная Азия", прошедшего в Самарканде, как настало время анализировать итоги первого саммита "Италия + Центральная Азия".
Кто бы мог представить каких-то 5-10 лет назад, что ЕС будет столь страстно желать активизации отношений с ЦА — регионом, который прежде рассматривался только в качестве источника угроз международной безопасности в связи с близостью Афганистана и как ресурсная база углеводородов в неопределенном будущем. Развязанный коллективным Западом военный конфликт на Украине, который продолжается явно не так, как рассчитывали европейцы, заставил их о многом задуматься — в частности, на что Европе жить дальше жить, особенно в условиях абсолютной враждебности к России.

И снова о политике разрыва

Центральная Азия для Евросоюза — один из наиболее вероятных и относительно доступных источников природных, энергетических и, что немаловажно, человеческих ресурсов, потребность в которых будет возрастать с каждым годом. Брюссель, Берлин и Лондон сегодня присматриваются к возможностям ЦА более пристально, чем прежде, поскольку присутствие в регионе дает им возможность вести планомерную политику разрыва исторических и современных связей между Центральной Азией и Россией, а также существующих форм взаимодействия с Китаем.
Европейские дипломаты давно и открыто призывают центральноазиатские страны "вырваться из-под влияния" РФ и КНР, а в некоторых случаях предлагают даже помочь. Делают они это неспроста: сотрудничество ЦА с Россией и Китаем мешает европейцам заниматься излюбленным делом — обеспечением себе особых условий деятельности и доступа к ресурсам. Об этом помнят Африка, Южная и Восточная Азия, арабский Восток…
Прагматичная внешняя политика государств Центральной Азии, конечно, такого отношения не допустит. То, что сегодня регион находится в фокусе пристального внимания стран ЕС, является для него дополнительной возможностью развития, но также содержит определенные риски в сфере отношений с основными партнерами и союзниками. Впрочем, то что республики ЦА умеют выстраивать приоритеты не подвергается сомнению: за все время беспрецедентного давления и массированного "дипломатического десанта" Евросоюза ни одна страна региона не присоединилась к антироссийским санкциям.
Между тем очевидно, что Италия в Центральной Азии не просто так. Пока не ясно, есть ли в ее политике собственные интересы, отличные от интересов ЕС. А если их нет, можем ли мы рассматривать саммит "Италия + ЦА" просто как продолжение саммита "ЕС + ЦА"?
Саммита глав государств – участников ОТГ в Будапеште - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.05.2025
Европа ищет обходные пути для антироссийского проекта

Итальянский интерес

Приоритеты внешней политики Италии в Центральной Азии определялись особыми экономическими интересами прежде всего в Казахстане и Туркменистане (нефтегазовый, энергетический сектор), а с 2017 года эти интересы дополнились присутствием и ростом инвестиций в Узбекистане. К примеру, Италия стала для Казахстана третьим торгово-экономическим партнером после России и Китая с объемом взаимного товарооборота в 20 миллиардов долларов. Товарооборот с Туркменистаном и Узбекистаном значительно отстает, но, возможно, это временно. Так, по итогам визита в РУз итальянского премьер-министра Джорджи Мелони подписаны порядка 10 соглашений на сумму более 3 миллиардов евро.
Объективности ради отметим, что Рим реализует собственную политику в регионе с 2019 года, когда состоялась первая конференция "Италия + Центральная Азия" под лозунгом укрепления "взаимопонимания, сотрудничества и партнерства". В 2021-м и 2024 годах страны проводили различные встречи на министерском и экспертном уровнях, в том числе по вопросам строительства новых транспортных коридоров, инициативы ЕС "Глобальные ворота" (Global Gateway) и модернизации портовой инфраструктуры на Каспии.
Таким образом, конечно, интересы итальянских компаний в энергетическом секторе Казахстана и Туркменистана всегда были частью собственной политики Рима. Однако по мере перехода Европы к конфронтации с Россией итальянский опыт должен был быть задействован в общей центральноазиатской стратегии ЕС с активизацией инициатив уже в отношении Кыргызстана и Таджикистана. В целом складывается впечатление, что Италия пытается выходить за рамки энергетических проектов, расширяя перечень сфер сотрудничества со странами ЦА.
При этом очевидно, что в остальном Италия — неотъемлемая часть внешнеполитической линии Евросоюза, которая заверяет Украину в своей "непоколебимой поддержке", приветствует санкции и ограничения в отношении России. Сама Мелони активно участвует в дипломатических усилиях Запада по обсуждению российско-украинских переговоров, заявляя о доступности для этого Ватикана и папы римского. Примечательно, что на прошедшем в Астане саммите не звучали заявления о непростой политической ситуации в мире и, в частности, на Украине. Даже в совместной декларации записана максимально нейтральная формулировка о "поддержке достижения справедливого и прочного мира во всех конфликтах". Это в очередной раз указывает на нежелание государств ЦА политизировать вопросы торгово-экономического и иного сотрудничества. Хотя саммит проходил под названием "Общие горизонты. Диалог Центральной Азии и Италии во имя глобальной стабильности".
Президент КР Садыр Жапаров, выступая на саммите, говорил исключительно об экономических, инвестиционных и иных вопросах взаимодействия. В частности, он отметил, что Кыргызстан готов к сотрудничеству с Италией "в вопросах модернизации логистических цепочек, внедрения цифровых решений и создания эффективных маршрутов доставки". Жапаров отметил важность развития возобновляемой энергетики в стране, включая крупные проекты в сфере гидро- и гелиоэнергетики, и выразил заинтересованность в привлечении итальянского опыта и технологий для реализации "зеленых" проектов. Главы других государств также говорили преимущественно о проектах в области комплексного развития региона.

Сдержанные оценки

Итоги саммита во многом можно рассматривать как продолжение общей стратегической линии Евросоюза по активизации сотрудничества с государствами Центральной Азии. Договоренности в сферах энергетики, инвестиций, транспорта, коммуникаций, редкоземельных ресурсов, "зеленой" энергетики, образовательного и культурного обмена входят в общий пакет инвестиционных и торгово-экономических проектов ЕС со странами региона, не привнося ничего нового. Италия довольно громко заявила о реализации активной региональной политики, но очевидно, что ее потенциала совсем недостаточно для серьезных преобразований в ЦА.
Даже Евросоюз с его планами инвестирования 12 миллиардов евро по результатам апрельского саммита вряд ли приблизится к возможностям проектов, внедряемых в рамках ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс — один путь". Скорее всего, Рим будет сконцентрирован на проектах разработки углеводородных и редкоземельных ресурсов, а красивое название "Италия + Центральная Азия" — просто фон для региональных амбиций, которых в принципе быть не может. Для республик ЦА ничего не изменится — европейцы приходят и уходят, а их обещания так и остаются обещаниями.
Флаги стран Центральной Азии и Европейского Союза. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 14.03.2025
Европейский "прогрев" Центральной Азии — готовит ли ЕС что-то новое в регионе
Лента новостей
0