https://ru.sputnik.kg/20250616/indiya-centralnaya-aziya-politika-ehkonomika-sammit-1094668586.html
Осторожный прагматизм — об особенностях политики Индии в Центральной Азии
Осторожный прагматизм — об особенностях политики Индии в Центральной Азии
Sputnik Кыргызстан
На прошлой неделе в Нью-Дели завершилась IV встреча министров иностранных дел в рамках диалога "Центральная Азия — Индия" — платформы, призванной... 16.06.2025, Sputnik Кыргызстан
2025-06-16T21:09+0600
2025-06-16T21:09+0600
2025-06-16T21:09+0600
индия
центральная азия
политика
внешняя политика
экономика
сотрудничество
саммит
колумнисты
колумнистика
https://sputnik.kg/img/07e9/06/10/1094670039_52:0:1033:552_1920x0_80_0_0_a02fc0ed8a08bf5d55270221c4b46614.jpg
На прошлой неделе в Нью-Дели завершилась IV встреча министров иностранных дел в рамках диалога "Центральная Азия — Индия" — платформы, призванной активизировать отношения между странами, которые, не имея общих границ, понимают необходимость развития всестороннего сотрудничества и взаимодействия в различных областях. Это периодически отмечалось на предыдущих встречах, начиная с первого заседания диалога "Центральная Азия — Индия", учрежденного в 2019-м в Самарканде. В этом году участники встречи обсуждали взаимодействие в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, транспортную и цифровую инфраструктуру, критические минералы, а также вопросы региональной безопасности, включая борьбу с экстремизмом и терроризмом. На коллективной встрече глав внешнеполитических ведомств с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в рамках проведения диалога "Индия — ЦА" глава республики отметил стратегическую значимость устойчивого и многопланового сотрудничества с регионом и призвал к дальнейшему укреплению всесторонних связей. По результатам нынешней министерской встречи стороны приняли итоговое заявление, в котором выразили намерение укреплять финансовые отношения, вести совместно разведку редкоземельных металлов, наращивать использование международного транспортного коридора Север — Юг, укреплять взаимное сотрудничество в области науки и технологий, космоса и инноваций и пр. Тем не менее интересными можно назвать решение создать форум цифрового партнерства Индия — ЦА, в рамках которого Индия будет оказывать помощь в развитии цифровой общественной инфраструктуры в нашем регионе, а также договоренность проводить регулярные консультации между органами безопасности Индии и стран ЦА "для укрепления усилий в борьбе с терроризмом и другими вызовами в регионе". В целом итоги министерской встречи показывают, что политика Индии пока еще далека от прорывных достижений, но развивается постепенно и методично. Так, в этом году премьер-министр Индии направил приглашение лидерам всех стран Центральной Азии на второй саммит "ЦА плюс Индия", который состоится в Индии. Правда, дата его проведения пока неизвестна, но очевидно, что Нью-Дели намерен и дальше развивать формат отношений на уровне глав государств. Самостоятельность внешнеполитических решений Индии, конечно же, не подвергается сомнению, если учитывать исторический прагматизм индийской дипломатии, тем не менее их целесообразность может вызывать определенные сомнения. Региональные устремления Объективный рост влияния Индии как крупнейшей региональной державы в начале XXI века заставил ее обратить внимание на ЦА как на регион, в котором активизация политики рассматривалась как хорошая возможность реализации международно-политических амбиций. Индия принимала в расчет богатые природные ресурсы региона, присутствие здесь интересов двух ее главных геополитических соперников — Китая и Пакистана и особую его значимость для политики России, которая всегда была стратегическим партнером Индии. Начало активной региональной политики связывают с турне премьер-министра Моди по ЦА в 2015 году, когда со странами региона было подписано более 20 соглашений в различных сферах, а также обсуждались вопросы активизации транспортной связанности и проект международного транспортного коридора Север — Юг с выходом на иранский порт Чабахар. Между тем следует понимать, что Индия не имеет потенциала и возможностей для прямой конкуренции с экономическими и транспортными проектами Китая в рамках инициативы "Один пояс — один путь", а проект МТК Север — Юг по направлению иранских портов все это время было невозможно обсуждать без согласия и активного участия России и самого Ирана. Тем не менее дипломатические усилия Индии в Евразии привели к ее полноправному членству в ШОС в 2017 году, что формально позволило ей более широко использовать свои возможности по выстраиванию диалога со странами ЦА как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И в этом плане Индия не стала отставать от других крупных держав, проведя в 2022 году первый саммит "Центральная Азия плюс Индия", но в онлайн-режиме, учитывая особенности периода пандемии в мире. Результаты саммита при этом лишь повторили выраженные ранее на министерских встречах намерения сотрудничать в различных сферах. И все же первый саммит дал возможность Индии отчетливее заявить о своем видении региона, согласно которому она разделяет общие цели в области экономического развития, а также угрозы в сфере безопасности (включая экстремизм и терроризм), особенно после вывода войск США из Афганистана. Взаимная заинтересованность стран ЦА в развитии отношений с Индией, с другой стороны, также поддерживается на довольно стабильном уровне. Это позволяет говорить, что дипломатические усилия Индии в регионе достигли определенных успехов. Географический фактор Индия всегда рассматривала Центральную Азию как один из перспективных регионов реализации торгово-экономического сотрудничества, однако объективная географическая отдаленность всегда вносила коррективы в уровень товарооборота между странами. Для самой Индии доля стран ЦА в торговле незначительна и занимает порядка 0,4 процента от общего объема. При этом Казахстан в регионе занимает лидирующее место по уровню товарооборота с Индией, который составил на 2024 год порядка 1 миллиарда долларов, а в 2025-м имеет тенденцию к снижению. С остальными странами ЦА индийские торгово-экономические отношения варьируются в пределах нескольких сотен миллионов долларов, из которых самый низкий показатель у Кыргызстана (14 миллионов), а имеющий тенденцию к росту с Узбекистаном — более 800 миллионов. В любом случае в сравнении с другими внешними партнерами региона ярких экономических достижений у Индии также пока нет. Намеченные в этом году переговоры между Индией и Евразийским экономическим союзом по соглашению о свободной торговле могут значительно изменить позиции Нью-Дели на общем евразийском пространстве, что неизбежно затронет и ЦА. В случае достижения соглашения в обозримом будущем это значительно облегчит доступ Индии к ресурсам ЕАЭС и откроет возможности для экспорта широкой номенклатуры индийской продукции, включая электронику и машиностроение. Естественно, в этих планах функционирование МТК Север — Юг имеет ключевое значение. Положительная предсказуемость Индия, будучи крупнейшей региональной державой, имеет долгосрочные интересы в ЦА, которые, впрочем, нельзя рассматривать в отрыве от более обширного регионального пространства, включающего Ближний и Средний Восток, Южную Азию и акваторию Индийского океана. В нынешнюю эпоху политического реализма Индия считается одним из самых прагматичных государств, чья внешняя политика — это всегда первостепенный учет собственных интересов, и пространство ЦА позволяет ей решать целый комплекс внешнеполитических задач, которые имеют особенную специфику. Очевидно, что, несмотря на непростые отношения с Китаем и Пакистаном, ШОС сейчас выступает важной площадкой гармонизации интересов на евразийском пространстве, не позволяя переводить давние противоречия в прямое столкновение. В этом контексте активное участие Индии в форматах "ЦА плюс" может выглядеть более предсказуемым и желательным в сравнении с аналогичными форматами со странами западного сообщества. По крайней мере, сейчас роль Индии в Центральной Азии воспринимается в позитивном ключе. При этом не следует забывать о прагматичном подходе самих стран ЦА к Индии — ее цели, задачи и планы хорошо понятны и воспринимаются пропорционально реальным возможностям в регионе. Куда более успешно и осязаемо культурное влияние — в ЦА популярны индийская музыка и кино, и общее восприятие Индии всегда было положительным. Однако этот своего рода капитал "мягкой силы" так и не трансформировался в серьезное влияние в странах Центральноазиатского региона.
https://ru.sputnik.kg/20250613/miting-kolybel-cvetnye-revolyucii-mneniya-eksperty-situacii-los-andzheles-1094620598.html
https://ru.sputnik.kg/20250609/italiya-centralnaya-aziya-russia-sammit-politika-ehkonomika-obzor-1094503213.html
индия
центральная азия
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e9/06/10/1094670039_181:0:917:552_1920x0_80_0_0_ff582810efc55ce8c0388fa6e5740b0b.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
индия, центральная азия, политика, внешняя политика, экономика , сотрудничество, саммит, колумнисты, колумнистика
индия, центральная азия, политика, внешняя политика, экономика , сотрудничество, саммит, колумнисты, колумнистика
На прошлой неделе в Нью-Дели завершилась IV встреча министров иностранных дел в рамках диалога "Центральная Азия — Индия" — платформы, призванной активизировать отношения между странами, которые, не имея общих границ, понимают необходимость развития всестороннего сотрудничества и взаимодействия в различных областях. Это периодически отмечалось на предыдущих встречах, начиная с первого заседания диалога "Центральная Азия — Индия", учрежденного в 2019-м в Самарканде.
В этом году участники встречи обсуждали взаимодействие в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, транспортную и цифровую инфраструктуру, критические минералы, а также вопросы региональной безопасности, включая борьбу с экстремизмом и терроризмом.
На коллективной встрече глав внешнеполитических ведомств с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в рамках проведения диалога "Индия — ЦА" глава республики отметил стратегическую значимость устойчивого и многопланового сотрудничества с регионом и призвал к дальнейшему укреплению всесторонних связей. По результатам нынешней министерской встречи стороны приняли итоговое заявление, в котором выразили намерение укреплять финансовые отношения, вести совместно разведку редкоземельных металлов, наращивать использование международного транспортного коридора Север — Юг, укреплять взаимное сотрудничество в области науки и технологий, космоса и инноваций и пр.
Тем не менее интересными можно назвать решение создать форум цифрового партнерства Индия — ЦА, в рамках которого Индия будет оказывать помощь в развитии цифровой общественной инфраструктуры в нашем регионе, а также договоренность проводить регулярные консультации между органами безопасности Индии и стран ЦА "для укрепления усилий в борьбе с терроризмом и другими вызовами в регионе". В целом итоги министерской встречи показывают, что политика Индии пока еще далека от прорывных достижений, но развивается постепенно и методично.
Так, в этом году премьер-министр Индии направил приглашение лидерам всех стран Центральной Азии на второй саммит "ЦА плюс Индия", который состоится в Индии. Правда, дата его проведения пока неизвестна, но очевидно, что Нью-Дели намерен и дальше развивать формат отношений на уровне глав государств. Самостоятельность внешнеполитических решений Индии, конечно же, не подвергается сомнению, если учитывать исторический прагматизм индийской дипломатии, тем не менее их целесообразность может вызывать определенные сомнения.
Объективный рост влияния Индии как крупнейшей региональной державы в начале XXI века заставил ее обратить внимание на ЦА как на регион, в котором активизация политики рассматривалась как хорошая возможность реализации международно-политических амбиций. Индия принимала в расчет богатые природные ресурсы региона, присутствие здесь интересов двух ее главных геополитических соперников — Китая и Пакистана и особую его значимость для политики России, которая всегда была стратегическим партнером Индии.
Начало активной региональной политики связывают с турне премьер-министра Моди по ЦА в 2015 году, когда со странами региона было подписано более 20 соглашений в различных сферах, а также обсуждались вопросы активизации транспортной связанности и проект международного транспортного коридора Север — Юг с выходом на иранский порт Чабахар. Между тем следует понимать, что Индия не имеет потенциала и возможностей для прямой конкуренции с экономическими и транспортными проектами Китая в рамках инициативы "Один пояс — один путь", а проект МТК Север — Юг по направлению иранских портов все это время было невозможно обсуждать без согласия и активного участия России и самого Ирана.
Тем не менее дипломатические усилия Индии в Евразии привели к ее полноправному членству в ШОС в 2017 году, что формально позволило ей более широко использовать свои возможности по выстраиванию диалога со странами ЦА как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И в этом плане Индия не стала отставать от других крупных держав, проведя в 2022 году первый саммит "Центральная Азия плюс Индия", но в онлайн-режиме, учитывая особенности периода пандемии в мире. Результаты саммита при этом лишь повторили выраженные ранее на министерских встречах намерения сотрудничать в различных сферах. И все же первый саммит дал возможность Индии отчетливее заявить о своем видении региона, согласно которому она разделяет общие цели в области экономического развития, а также угрозы в сфере безопасности (включая экстремизм и терроризм), особенно после вывода войск США из Афганистана. Взаимная заинтересованность стран ЦА в развитии отношений с Индией, с другой стороны, также поддерживается на довольно стабильном уровне. Это позволяет говорить, что дипломатические усилия Индии в регионе достигли определенных успехов.
Индия всегда рассматривала Центральную Азию как один из перспективных регионов реализации торгово-экономического сотрудничества, однако объективная географическая отдаленность всегда вносила коррективы в уровень товарооборота между странами. Для самой Индии доля стран ЦА в торговле незначительна и занимает порядка 0,4 процента от общего объема. При этом Казахстан в регионе занимает лидирующее место по уровню товарооборота с Индией, который составил на 2024 год порядка 1 миллиарда долларов, а в 2025-м имеет тенденцию к снижению.
С остальными странами ЦА индийские торгово-экономические отношения варьируются в пределах нескольких сотен миллионов долларов, из которых самый низкий показатель у Кыргызстана (14 миллионов), а имеющий тенденцию к росту с Узбекистаном — более 800 миллионов. В любом случае в сравнении с другими внешними партнерами региона ярких экономических достижений у Индии также пока нет.
Намеченные в этом году переговоры между Индией и Евразийским экономическим союзом по соглашению о свободной торговле могут значительно изменить позиции Нью-Дели на общем евразийском пространстве, что неизбежно затронет и ЦА. В случае достижения соглашения в обозримом будущем это значительно облегчит доступ Индии к ресурсам ЕАЭС и откроет возможности для экспорта широкой номенклатуры индийской продукции, включая электронику и машиностроение. Естественно, в этих планах функционирование МТК Север — Юг имеет ключевое значение.
Положительная предсказуемость
Индия, будучи крупнейшей региональной державой, имеет долгосрочные интересы в ЦА, которые, впрочем, нельзя рассматривать в отрыве от более обширного регионального пространства, включающего Ближний и Средний Восток, Южную Азию и акваторию Индийского океана. В нынешнюю эпоху политического реализма Индия считается одним из самых прагматичных государств, чья внешняя политика — это всегда первостепенный учет собственных интересов, и пространство ЦА позволяет ей решать целый комплекс внешнеполитических задач, которые имеют особенную специфику.
Очевидно, что, несмотря на непростые отношения с Китаем и Пакистаном, ШОС сейчас выступает важной площадкой гармонизации интересов на евразийском пространстве, не позволяя переводить давние противоречия в прямое столкновение. В этом контексте активное участие Индии в форматах "ЦА плюс" может выглядеть более предсказуемым и желательным в сравнении с аналогичными форматами со странами западного сообщества. По крайней мере, сейчас роль Индии в Центральной Азии воспринимается в позитивном ключе. При этом не следует забывать о прагматичном подходе самих стран ЦА к Индии — ее цели, задачи и планы хорошо понятны и воспринимаются пропорционально реальным возможностям в регионе. Куда более успешно и осязаемо культурное влияние — в ЦА популярны индийская музыка и кино, и общее восприятие Индии всегда было положительным. Однако этот своего рода капитал "мягкой силы" так и не трансформировался в серьезное влияние в странах Центральноазиатского региона.