Как кыргызстанка купила 15 автомобилей — история о бизнес-схеме

"Если вы хотите, чтобы я рассказала все как есть, не называйте моего имени", — попросила собеседница. Мы пошли ей навстречу: все-таки правда дороже.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Когда я позвонила по объявлению об аренде машин, ожидала услышать мужской голос, но никак не женский. Мне казалось, что кыргызстанки редко занимаются подобным бизнесом.

"Да-да, все удивляются", — рассмеялась хозяйка 15 автомобилей. Последние пять лет она занималась тем, что сдавала японские малолитражки в аренду таксистам. Они приносили ей около 1 000 долларов чистой прибыли в месяц. Впрочем, теперь некогда доходный бизнес скорее всего придется закрыть.

— Как вы решили заняться сдачей машин в аренду?

Поступок двух парней разрушил мой бизнес — история кыргызстанки
— Мы с мужем начали это дело в 2014 году. Он съездил по делам в Россию и узнал об одной бизнес-схеме: люди покупают много авто и сдают их в аренду. Вернувшись, муж решил открыть этот бизнес здесь. В Кыргызстане такого не было, наверное, мы стали первыми.

Супруг купил Honda Fit и сдал ее одному мужчине. Уже на третий день тот попал в аварию. На ремонт нам пришлось потратить 20 тысяч сомов. Муж сказал, что больше не хочет продолжать это дело, а я вот решила пойти дальше.

— Где вы нашли средства на покупку автомобилей?

— Я обратилась в микрокредитную компанию, взяла миллион сомов и на все деньги купила японские малолитражки. Самые недорогие — примерно по 3 тысячи долларов. Погасив этот кредит, взяла другой... Сейчас у меня уже 15 машин.

— Почему именно недорогие японские малолитражки?

— В основном их арендуют таксисты, ведь на таких машинах удобно ездить по городу.

— Часто ли они попадают в ДТП?

— Раз в месяц — обязательно. Причем у самих водителей деньги требовать бесполезно — они и так небогаты, большинство живет на съемных квартирах. Я нашла решение: застраховала свои авто. Страховая компания быстро решает такие проблемы.

— Что самое тяжелое в этом бизнесе?

— В столице много мошенников, особенно любителей азартных игр (с 2012 года казино и игорные залы в Кыргызстане запрещены. — Ред.). Мы постоянно сталкиваемся с тем, что они берут наши машины и оставляют их в качестве залога или просто продают. Потом очень сложно вернуть автомобили.

За ночь я потерял 150 тысяч долларов — история кыргызстанца
Например, в 2015 году один парень арендовал нашу машину и оставил ее под залог в 500 долларов. Да, был суд, ему дали четыре года тюрьмы, но авто нам никто так и не вернул. Вот какие странные законы... Даже человек, который приобрел такую машину, считается добросовестным покупателем, забрать ее у него нельзя.

За пять лет я лишилась двух автомобилей! Машину могут взять в аренду, а потом распродать на запчасти и все — ее уже никто никогда не найдет. Так поступают не только мужчины, но и женщины. Пару месяцев назад одна кыргызстанка, которая работает на "Дордое", отдала машину под залог в 115 тысяч сомов. Она даже в расписке указала, что, если не вернет деньги, авто достанется тем, кто их дал.

— Разве вы не можете как-то обезопасить себя с финансовой стороны?

— Конечно, мы берем залог — 14 тысяч сомов, но это ничего не гарантирует. Больше взять невозможно: лишних денег у водителей просто нет.

— Насколько я знаю, вы сдаете автомобили по 700 сомов в день. Причем машина эксплуатируется беспрерывно, на ней ездят по плохим дорогам, авто часто бьются. Этого достаточно, чтобы покрыть все расходы?

— Не совсем. Я вам честно скажу: одна машина приносит около 20 тысяч сомов в месяц, половина этих денег уходит на ремонт. Раньше на 15 авто я могла ежемесячно зарабатывать около 1 000 долларов, сейчас такого дохода уже нет.

Как в Бишкеке построить дом за $ 3 тыс — кыргызстанец о европейской технологии
Многие компании закрываются, потому что в городе установили камеры "Безопасного города". Проблема в том, что штрафы должны уплачивать автовладельцы, а не нарушители. У меня сегодня лежит 20 конвертов с извещениями о штрафах. Если считать, что каждый из них обойдется в 3 тысячи сомов, значит, мне надо выложить 60 тысяч. Ну а что делать? Придется платить. Естественно, таксисты платить не будут, им попросту нечем.

Из-за этих штрафов я сейчас продаю машины... Многие так делают. На прошлой неделе наши знакомые выставили на продажу 40 "фитов".

— Сегодня многие говорят, что автопарк в Кыргызстане устарел из-за запрета на ввоз автомобилей с правым рулем.

— Да, сейчас все машины дряхлые. Ты можешь купить авто за 4 тысячи долларов, а через пару недель сломается мотор. Придется потратить еще 45 тысяч сомов... Трудно выбрать более-менее приличный вариант.

— Можно ли сказать, что бишкекский рынок такси изменится и поездки станут дороже?

— Да, я думаю, все это приведет к повышению цен. Лично я больше не хочу этим заниматься, а планирую вложиться в недвижимость.

Обязательно почитайте о кыргызстанке, которая живет за счет аренды своих квартир. Она заработала на них сама.