"Только, пожалуйста, не спрашивайте, в чем я черпаю вдохновение", — попросил Филипп Грибанов перед интервью. Он уже привык общаться с журналистами как радиоведущий (вся страна знает его под псевдонимом Боря Глобус), и, видимо, вопросы про "самый смешной случай в эфире" ему порядком надоели.
Мы договорились обсудить не менее интересную часть его жизни — производство мыломоющих средств.
— Я часто слышу от окружающих фразу "пора валить" — дескать, в Кыргызстане делать уже нечего. А вы не только приехали сюда из Москвы, но и открыли бизнес.
В 2011 году я занимался поставками чистящих средств на автомойки. Тогда еще бишкекчане чернили покрышки пивом. Они не знали, что есть специальные составы, которые наносят на колеса для сохранения черноты. Мы первыми показали, как действуют эти средства.
Еще привезли сюда воск для автомобилей. Он создает на кузове покрытие, которое защищает машину от грязи. Конечно, здесь были фанаты, которые сами везли что-то из России, но популяризировала все это наша команда. Мы также занимались бесконтактными автомойками, когда о них еще мало кто знал.
— Какой смысл открывать в Бишкеке бесконтактные автомойки? У нас же дешевая рабочая сила…
— Кто вам это сказал? Спросите любого бизнесмена, какая проблема в его работе главная, и он ответит: люди. Прошли те времена, когда рабочая сила была дешевой. Точнее, дешевая сила есть, но, к сожалению, она не очень-то рабочая.
Пару лет назад мы пытались продать средства для мытья посуды одному крупному ресторану. Администрация отказалась покупать со словами: "У нас такие посудомойщицы — им что ни дай, все выльют в трубу. Нет смысла тратиться на ваш товар, нам бы что-нибудь подешевле". Вот ваша дешевая рабсила!
Как сказал мне один человек: "Да я лучше поеду в Москву водителем работать за 70 тысяч". У нас же ЕАЭС, пожалуйста! Сейчас мы имеем единый рынок труда и вынуждены конкурировать. Низкая зарплата — это отсутствие коммерческого мышления. Хватит эксплуатировать мысль, что в Кыргызстане нет работы. Ее предостаточно!
— Почему вы решили заняться моющими средствами для дома?
— Есть у меня подруга Инесса Юрьевна Грицай. Как-то раз она спросила: "У тебя есть что-нибудь, чтобы плиту отмыть?". Любой щелочной продукт отмывает жир, вот я и дал ей средство для двигателя. Она позвонила восторженная: "Слушай, отмывает шикарно". Конечно, оно же все разъедает! Она сказала, что "договорилась кое с кем" и у нее готовы купить 50 бутылок. Понимаете, продукта еще нет, а она его уже продала!
Я позвонил другу-химику в Москву, он посоветовал немного изменить формулу, чтобы продукт не был таким агрессивным. Мы закупили бутылки и стали продавать средство даже без этикеток. Тогда в Кыргызстане еще можно было так делать. Здесь людям вообще нужны лишь качественный продукт и улыбчивый продавец.
— Я думала, что для производства моющих средств нужен как минимум завод.
— Это заблуждение! Чем более расхожим оно будет, тем проще нам. Пусть все считают, что мыломойку могут делать только химики или люди с деньгами. У меня ни денег, ни специальных знаний не было, зато было нестерпимое желание заниматься производством.
Мы не могли найти бутылки для первой партии товара и взяли тару для меда. Она была некачественной: оказалось, что днище может развалиться прямо в женской сумке! Если бы мне кто-то сказал, что бутылки будут лопаться, я бы никогда это дело не начал. Но тогда я уже был одержим...
— Чем ваши моющие средства отличаются от обычных, которые продают в магазине?
— Ничем! В мире есть четыре больших концерна, которые производят химическое сырье. Его используют все производители моющих средств, так что весь товар практически одинаковый. Зато у нас "бизнес с человеческим лицом" — причем в прямом смысле. У нас харизматичные курьеры, и это принцип. Очень сложно найти таких.
— Сколько стоит, например, ваше средство для мытья посуды?
— 190 сомов за литр, и это с доставкой на дом. У нас политика такая, что доставка бесплатная, и не важно, сколько всего вы закажете и в какой точке Кыргызстана проживаете. Это принцип! Если вы купили, и вам не понравилось, можете позвонить и сказать: "Забирай партию, верни деньги". Но такое происходит крайне редко.
— Вот вы производили моющие средства дома. А не страшно было, что вместо жидкости для мытья посуды получится какая-нибудь термоядерная жижа, которую и в руки брать опасно?
— У нас все достаточно просто и контроль двойной. Кроме того, в самих продуктах концентрация "химии" очень низкая, там большой процент воды. Если и получится брак, средство просто не подействует.
— Звучит так, будто производство моющих средств — очень выгодное дело...
— Это хорошая прибыль, поверьте! Но зачем мы все меряем деньгами? Конечно, деньги надо хотеть, но без вожделения.
— Кстати, как вы решили проблемы с упаковкой?
— А они не решены. Сейчас из Санкт-Петербурга через Москву на хромой козе ко мне идет новая партия распылителей. В Кыргызстане большая проблема найти упаковку...
— Почему? Поблизости Китай, можно там заказать.
Мы — первое поколение, которое говорит: "Ребята, это все не на ворованные деньги строится, а на заработанные в съемной квартире". Это действительно так! Если я открываю свое лицо, значит, гарантирую, что вы покупаете хороший товар.
Обязательно почитайте историю бизнес-консультанта Евгения Рязанова. Он рассказал о тонкостях производства еды в Кыргызстане.