Почему нефть дешевеет, а бензин нет — мнения экспертов

Эксперты рассказали Sputnik о причинах отрицательных цен на нефть, дали прогноз и объяснили, насколько стоимость бензина зависит от котировок на черное золото.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Рекордное снижение цены на нефть марки WTI спровоцировало падение котировок и других сортов черного золота, включая Brent и Urals. Эксперты рассказали Sputnik о причинах нового витка энергетического кризиса, дали прогноз относительно дальнейшей ситуации на рынке после снижения мировой добычи в рамках сделки ОПЕК+ и объяснили, почему дешевого бензина на заправках ждать не стоит.

Излишки нефтедобычи

20 апреля цена на фьючерсы нефти марки WTI (West Texas Intermediate) ушла в отрицательную зону и достигла минус 40,32 доллара за баррель. Но уже 22 апреля июньские фьючерсы WTI торговались в диапазоне 13,72-16,18 доллара за баррель.

Когда прекратится давление на рынок нефти, рассказал глава Минэнерго РФ
Главной причиной падения цен на нефть марки WTI в экспертном сообществе называют высокий уровень загруженности основного американского нефтехранилища в Кушинге (штат Оклахома), общая вместимость которого составляет 76 миллионов тонн.

Как рассказал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, еще две недели назад, по официальным данным, заполнено было порядка 54 процентов нефтехранилища в Кушинге.

"За последние 10 дней заполненность резервуара увеличилась до 72 процентов. Каждый день туда заливаются объемы физически произведенной нефти, чтобы не было никаких угроз для функционирования энергетического рынка США с физической точки зрения. И, конечно, когда-то эти хранилища будут заполнены", — заметил Громов.

Ведущий аналитик Фонда энергетической политики Игорь Юшков отмечает, что в США нет регулирования объемов добычи. Добыча падает ежедневно. Но только после определенного периода можно дать оценку, насколько она упала.

"Ни одного рентабельного проекта по добыче той же сланцевой нефти сейчас нет. И вопрос только в том, как долго каждая отдельная компания продержится. А их в США сотни. Поэтому постепенно будут закрывать. Пока еще да, есть место в Кушинге. И туда идет вся лишняя нефть от американских нефтедобывающих компаний", — сказал Юшков.

По его прогнозам, на 100 процентов нефтехранилище в Кушинге наполнится через два месяца. Какую-то часть нефти способны принять танкеры. Но и здесь есть ограничения.

"Похоже, русские выигрывают нефтяную войну"
Как рассказал Sputnik заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, сейчас зафрахтовано огромное количество танкеров. "Свободных мощностей становится все меньше, и цена фрахта возросла. Сейчас вы можете зафрахтовать танкер за 400 тысяч долларов в сутки. Неизвестно, кому и когда вы продадите эту нефть, а на фрахт потратите много, если у вас эти запасы годик побудут в танкере, и каждый день вы будете отстегивать 400 тысяч (а может и больше, потому что цены на фрахт танкеров стали расти)", — пояснил Фролов.

Оплаченный простой?

Можно ли как-то остановить работу нефтяных компаний в США, чтобы они перестали заполнять резервуар в Кушинге?

Отвечая на этот вопрос, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов предположил, что может быть реализовано предложение Министерства энергетики США. Оно заключается в том, чтобы платить ряду нефтедобывающих компаний США, сталкивающихся с проблемой сбыта своей нефти на американском рынке, премию за недобытую нефть.

"Это не означает, что людям будут платить просто за то, чтобы они остановили работу вышек. Когда ситуация на рынке нормализуется, объемы не добытой сегодня нефти, оплаченной американским правительством, будут поставлены, но уже в более поздний период, когда рынок восстановится за счет уже оплаченных объемов. Это очень необычное решение, тем не менее оно имеет право на существование", — сказал Громов.

Легкая и сверхлегкая нефть WTI не пользуется большим спросом на внутриамериканском рынке и не покрывает все потребности. Поэтому объем поставок на внутренний рынок США увеличиться не может. Так, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что доля этой нефти, которую можно поставить на внутренний рынок, начинает снижаться.

На треть сократятся денежные переводы в Кыргызстан — Всемирный банк
"Растет потребность в тяжелых сортах, которые нужно импортировать. Ежедневное потребление нефти в США составляло 21 миллион баррелей в сутки, сейчас 16-18. Собственное производство — 13 миллионов баррелей. Хотелось бы верить, что все они шли на нефтепереработку. Но нет — только 8 миллионов баррелей", — заметил Фролов.

Дело в том, что из нефти марки WTI можно произвести керосин, но не дизельное топливо. Именно поэтому не весь ее объем находит на внутреннем рынке спрос. Вопрос избытка решается складированием.

"В конце марта-начале апреля добыча в США рухнула на 700 тысяч баррелей. Это колоссальнейшее падение, которое неизвестно еще чем чревато. Но оно никого не напрягло. Это невероятное событие, которое аналитики считали невозможным в принципе. Оно прошло фактически незамеченным", — говорит Александр Фролов.

Выше нуля: почему не обрушились Brent и Urals?

20 апреля июньский контракт на поставку нефти Brent опускался до 25,5 доллара за баррель. 22 апреля цена на этот сорт дошла до 20,3 доллара. Но все же Brent и Urals не ушли в пике и не пересекли нулевую отметку. Почему?

В силу большей востребованности. Как отмечает Александр Фролов, "тяжелая" нефть нужна в том числе и в задыхающейся от избытка собственного черного золота США.

"Легкая и сверхлегкая нефть идет на НПЗ, но не в чистом виде. Ее смешивают с тяжелыми сортами, а также с мазутом. Опять же поэтому поставки мазута из РФ в США в прошлом году выросли. Нельзя сказать, что снижение Brent, которое мы сегодня видели, тесно связано с падением WTI. Здесь можно найти некие пересечения, но в действительности падение происходит из-за общих проблем. Но WTI упал значительно сильнее, чем североморская нефть", — заметил Фролов.

Акимова: снижение фьючерсов на нефть не должно повлиять на курс сома
По мнению ведущего аналитика Фонда энергетической политики Игоря Юшкова, падение цен на сорта Brent и Urals стало следствием биржевой паники.

"Когда начинается паника, трейдеры начинают продавать любые фьючерсы. И на WTI, и на Brent североморскую, к которой привязана стоимость российской нефти. Поэтому здесь просто начинается игра на бирже, когда все и всё начинают продавать. И поэтому наша нефть начинает тоже падать. Ну а в целом напрямую нет зависимости от американских хранилищ. Косвенно — да, ведь есть баланс нефтяного рынка", — добавил Юшков.

Заберите с доплатой?

Как будет происходить физическая отгрузка нефти WTI по майским фьючерсам? Производители действительно будут доплачивать поставщикам?

Это совершенно биржевая история, уверен Игорь Юшков. Он заметил, что фьючерсные контракты с майской отгрузкой действительно ушли в минус. Это был последний день, когда они торговались, и трейдерам надо было обязательно от этих краткосрочных контрактов избавиться. Поэтому они предлагались с доплатой.

"Пару месяцев назад уже был такой случай, когда американская компания, добывая битуминозную нефть, вынуждена была заплатить, чтобы ее забрали. Нефть негде было складировать, поэтому требовалось срочно ее вывезти. И этой компании пришлось заплатить покупателям. Но это был единичный случай. В целом проще просто остановить добычу, чем доплачивать", — заметил Юшков.

Эксперт Алексей Громов также уверен, что ни до каких доплат покупателям дело не дойдет. По его словам, нельзя представлять эту ситуацию как то, что производители нефти в США стоят в очереди, чтобы залить свою нефть в хранилище или физически продать ее с доплатой потребителю.

"Просто в силу сложных финансовых механизмов на рынке, таких как фьючерсы, опционы, своповые системы, возникает ситуация, когда вы, занимаясь куплей-продажей фьючерсов, перепродаете купленный ранее майский фьючерс по отрицательной цене и можете перевложиться в июньский фьючерс, который уже стоит нормальные деньги — порядка 20 долларов за бочку", — пояснил он.

Подешевеет ли бензин?

Возникает вопрос: если нефть на мировых биржах настолько дешевеет, стоит ли ожидать снижения стоимости топлива на заправках? Отвечая на этот вопрос, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Громов заметил, что цена на нефтепродукты, особенно розничная на бензин, в РФ и странах-соседях построена не столько на цене исходного сырья, сколько на обеспечении налоговых поступлений государств.

"Например, в России где-то 75 процентов цены — налоговая составляющая. К тому же и в РФ, и в странах ближнего зарубежья конечная цена на моторное топливо практически является регулируемой. Никто не предполагал, что цена на нефть может резко падать. Поэтому механизмов снижения цен практически нет", — сказал Громов.

Сегодня мы имеем ситуацию, когда на оптовых базах, куда поставляются произведенные в РФ нефтепродукты, цена на бензин резко снизилась. Но в рознице стоимость бензина практически не изменилась. Это вызвано спецификой регулирования, которое распространено в России. Похожее, по словам эксперта, существует и в Казахстане, и в других постсоветских странах.

Доллар и евро дорожают — курс валюты, цена золота и ГСМ в Бишкеке
"Могу сказать совершенно точно, что в ближайшее время мы не увидим роста цен на бензин в постсоветских государствах. На заправках цены остаются на докризисном уровне при падении оптовых цен на бензин. Но это не означает, что розница зарабатывает", — говорит Громов.

По его словам, доходность розничных продаж бензина зависит от двух факторов — цены и объема продаж. Но при этом по России спрос на бензин снизился практически на 50 процентов из-за того, что страна ушла на карантин.

"То есть на 50 процентов розница стала меньше. А цены остались прежними, но доходность резко упала. Поэтому можно сказать, что ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, связана с тем, что никто не хочет какими-то неаккуратными действиями обрушить сложившуюся систему нефтепереработки и розничной продажи моторного топлива", — заметил Громов.

Таким образом, либерализация розницы при сокращении физических объемов продаж бензина, по мнению эксперта, приведет к тому, что многие предприятия и независимые АЗС просто обанкротятся.

"Зачем это нужно? Мы отчетливо понимаем, что данный экстремальный кризис — это не системное явление на годы. Это явление на ближайшие недели и, возможно, месяцы. Поэтому надо этот момент просто пережить. Начиная с лета ситуация на рынках начнет выправляться", — добавил Громов.

Кого спасет ОПЕК+

Многие возлагают надежды на соглашение ОПЕК+, ставшее итогом переговоров представителей нефтедобывающих стран, прошедших 9-12 апреля. Игроки нефтяного рынка (включая РФ и Саудовскую Аравию) договорились о сокращении нефтедобычи на 9,7 миллиона баррелей в сутки на ближайшие два месяца. К соглашению должны присоединиться и страны вне группы ОПЕК+. Суммарно, по оценкам экспертов и участников отрасли, добыча может сократиться до 15 миллионов баррелей в сутки.

"Россия будет сокращать добычу в ручном режиме, так как взяла на себя эти обязательства", — заметил ведущий аналитик Фонда энергетической политики Игорь Юшков.

"Но многое зависит и от того, насколько страны, не входящие в ОПЕК+, будут сокращать добычу, потому что она у них нерентабельна. В частности, в США и Канаде. В США это добыча сланцевой нефти, в Канаде — битуминозных песков. У них там сейчас фактически нет рентабельных проектов, добыча падает. Но вопрос в том, какие темпы падения будут дальше", — сказал Юшков.

Решение ОПЕК+ о сокращении добычи вступает в силу 1 мая. Станет ли такая мера эффективна для рынка?

Кыргызстан активно берет кредиты. Какой сейчас госдолг — новые данные
Как считает эксперт Громов, любое сокращение добычи в условиях обвального спроса — это плюс для рынка. Но тут вопрос: достаточно ли будет этого, чтобы стабилизировать цены?

"Нет, недостаточно. Потому что сегодня есть оценки, сделанные нашим институтом, что мировой спрос в апреле упадет на 30 миллионов баррелей. Общий спрос в мире на начало 2020 года составлял около 100 миллионов баррелей. Падение составит 30 миллионов. Страны ОПЕК+ с участием других экспортеров нефти сокращают добычу на меньшее количество. Очевидно, таких объемов недостаточно для того, чтобы остановить падение цен",— сказал Громов.

Он не исключает, что продолжится дальнейшее снижение нефтяных цен, особенно на марку Brent. Тогда странам ОПЕК+ снова придется садиться за стол переговоров и думать, какие дополнительные меры нужно принять для того, чтобы спасти нефтяной рынок от обрушения.

Здесь вы можете узнать мнение кыргызстанских экспертов о том, как обвалившиеся цены на нефть отразятся на отечественной экономике и курсе сома.