Я заплакала, прочитав письмо дочери, — кыргызстанка, живущая в Италии

Как итальянцы изменились из-за карантина, о чем переживают пожилые и что нужно делать кыргызстанцам во время пандемии коронавируса, рассказала соотечественница, проживающая на острове Сардиния.  
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Инфекция молниеносно распространилась по всей Италии — почти повсюду больницы перегружены, врачи впадают в отчаяние. Sputnik Кыргызстан побеседовал с соотечественницей Миргуль Омуралиевой, которая уже долгое время живет в этой стране. Собеседница, педагог по специальности, очень активна в социальных сетях — в качестве блогера она дает советы кыргызстанцам, как пережить трудное время.  

— Сколько лет вы живете в Италии?

— В июле будет четыре года, как я поселилась на юге в автономной области Сардиния, до переезда более 12 лет работала в Риме. То есть всего уже 16 лет.  

— За какое время вы смогли освоить язык?

 — Когда я только приехала сюда, сразу взяла три маленьких словаря — один хранила в комнате, где жила, второй — в столовой, третий — в комнате, в которой жил человек, за которым я ухаживала. Когда я не понимала, что говорят родственники этого человека, то просто брала словарь и они показывали, о чем говорят. Говорить правильно мне очень помогли передачи и фильмы — актеры ведь говорят на литературном языке. Знать его нужно, чтобы тебя понимали, ведь в Италии много диалектов.

Мне устроили травлю — крик души бишкекского врача, зараженного коронавирусом
В Италию я приехала, когда мне было 48 лет. Если честно, было трудно учить другой язык. Тут в основном все зависит от старания — я, например, в день учила по 30 слов. Через полгода стала понимать язык и могла довольно сносно общаться. Так я поняла, что в любом возрасте можно научиться любому языку. В Европе многие пожилые люди учат языки, чтобы улучшить память и сохранить ясное сознание.

— А вы уже гражданка Италии?

— Так как я уже много лет здесь живу, срок для получения гражданства подошел, но пока я еще не решила этот вопрос. В Италии живет только одна моя дочь, а в Кыргызстане есть еще дети и внуки. Поэтому не знаю, какую страну выбрать, и особенно задумалась после того, как здесь распространился коронавирус.

Но с другой стороны, знаю, в каком состоянии находится медицина в Кыргызстане, а в Италии она очень развита, и для меня это важный вопрос.

— Вы как-то писали в соцсети, что опасаетесь коронавируса из-за возраста.

— Да, я же вхожу в группу риска, и при этом у меня астма. По телевидению слышу об ужасающей ситуации на юге Италии. До кыргызстанцев и людей из других стран доходит не вся информация. Слыша круглосуточно новости об умерших и вообще обо всей этой ситуации, начинаешь опасаться. Но говорить, что есть страх, будет неверно — несмотря на все, стараюсь не поддаваться и не давать слабину.

Я ведь живу в Италии потому, что здешний климат полезен для моего здоровья, тут достаточно лекарств, уровень медицины высокий и есть все условия для жизни.   

— О чем задумываетесь вдали от родины?

— Когда-нибудь пандемия закончится, но появятся экономические и финансовые трудности. Несмотря на это, человек должен оставаться человеком и стремиться вперед. Самое главное — жить.

Не так давно я с коллегой читала письмо дочери. Она предложила поехать в Испанию после пандемии. От этих слов я заплакала. Очевидно, дочь хотела меня морально поддержать и таким образом поднять настроение. Слава богу, дочь молодая, у нее хорошее здоровье, и она переживет ситуацию, а я не знаю…

На тот момент число умерших моего возраста в Италии приблизилось к тысяче. Когда у нас в приморском районе начала распространяться инфекция, стала расти и тревога. Увидев мое состояние, и коллега призналась, что тоже ежедневно плачет, — она старше меня, и у нее много патологий.

Усевшись рядышком, мы стали смеяться. Как бы между прочим она сказала, что если умрем, то нас кремируют. На мой вопрос, похоронят ли нас в одном месте, она ответила, что без разницы — нам уже будет все равно. Я ответила, что ей хорошо — она у себя на родине, а я не хочу умирать в Италии и в Кыргызстане у меня живут дети. И мы снова засмеялись.

Как умирают люди с коронавирусом — интервью с врачом из Кыргызстана
Карантин очень трудно пережить пожилым. Например, у меня было чувство, что нахожусь в вакууме. Нельзя выйти погулять, а дома находиться невмоготу, хотя раньше я и не думала о клаустрофобии. Если есть двор, да и большой дом, все равно возникает чувство, что находишься в какой-то клетке, и кажется, что ситуация безвыходная. Негативно повлияли и известия, что на пожилых и больных людей не обращают внимания — стараются спасти более молодых.

Но буквально вчера вечером в гости пришла старшая сестра человека, за которым я ухаживала. Хотя она живет совсем рядом, со дня объявления карантина она не приходила к нам. Значит, появились послабления.

— Теперь стало легче?

— Положение начало улучшаться, после прохождения пика снизилась смертельная статистика, это уже неплохо. Ежедневно делают 50-100 тысяч тестов, и сейчас стали выявлять много заразившихся, что, с одной стороны, хорошо, так как их можно раньше начать лечить. Мы уже подготовили себя ко многому. Теперь я отвлекаюсь работой, все время общаюсь с родными и близкими.

— Вы сказали о невнимании к пожилым. Как работает система здравоохранения в Италии и не трудно ли сейчас связываться с врачами?

— Тут есть городские и районные отделы здравоохранения, в зависимости от профиля ты сам выбираешь специалиста. Но с начала карантина мы еще не видели своих врачей. При необходимости я отправляю СМС, что у меня закончились лекарства, а врач выписывает рецепт. Его можно получить на следующий день в его приемной.

Кстати, здесь в аптеках и магазинах очень строго соблюдают социальную дистанцию и рекомендации по безопасности. Везде по две двери: заходишь с одной стороны, а выходишь с другой. Даже когда просто идешь по улице и видишь идущего навстречу человека, то сразу удаляемся на несколько метров друг от друга. Мы уже привыкли к этому и даже шутим, что когда эпидемия закончится, так и будем шарахаться от людей.

— То есть вам можно гулять по улицам?

Честное мнение эпидемиолога о ситуации с коронавирусом в Кыргызстане — интервью
— Выходить можно только за продуктами или лекарствами, многие заказывают доставку. Но с улучшением ситуации стали открываться магазины, торгующие непродовольственными товарами. Здесь каждый день проходят совещания властей, и журналисты ежедневно вечером собираются возле "Белого дома" в ожидании новой информации.

Кстати, в Ломбардии (область, где было самое большое распространение CODID-19) и некоторых других районах правительство также разрешило открыть магазины с детской одеждой и книгами. Но если у губернатора будут веские основания, он может ввести ограничительные меры. У местных властей есть право ужесточить порядок, даже несмотря на запрет правительства, но они не могут вводить послабления без решения властей.

— Какой урок мы должны извлечь из всей этой ситуации?

— Когда положение было трудное, одна девушка из Ломбардии обвинила премьер-министра в том, что многие умерли из-за того, что власти не объявили карантин. Глава правительства заявил, что сейчас надо бороться с коронавирусом, победить его и выйти из трудного положения, а не искать виновников. "Если есть моя вина, — сказал он, — я отвечу головой". 

Поэтому Кыргызстану сейчас не надо искать виноватых, следует все силы бросить на нераспространение коронавируса и лечение больных. Районы, где находят заразившихся, надо закрывать, а народ должен соблюдать правила, установленные властями, и находиться дома.

В Кыргызстане надо было раньше начинать разъяснительную работу среди населения. Ведь не секрет, что общество тоже сначала не воспринимало коронавирус как угрозу и даже были шутки, что кыргызам эта болезнь не страшна.

В Италии тоже сначала была такая реакция, были и фейковые новости, что все это кто-то придумал, и тому подобное. Но в результате люди стали заражаться, болеть, и многие, к сожалению, умерли. Это факт.

В Кыргызстане живут мои дети, внуки, родственники. Поэтому хочется предостеречь всех соотечественников, ведь в Италии такую же ситуацию пережили намного раньше.

Я заплакала, прочитав письмо дочери, — кыргызстанка, живущая в Италии

— Как изменились Италия и итальянцы из-за коронавируса?

— Итальянцы — это очень эмоциональная, добрая и веселая нация, а также уважительная и культурная, но коронавирус внес свои коррективы. Например, на Пасху раньше поминали близких и посещали кладбища. Сейчас же все поминают умерших родственников, сидя дома. Но есть и положительные моменты — окрепли родственные связи. Внуки стали больше общаться с дедушками, бабушками. Они разговаривают по видеосвязи, посылают друг другу фотографии, голосовые сообщения "я люблю тебя", "я соскучился по вам".

Стало больше проявлений заботы, также я часто вижу, как даже совсем небогатые итальянцы оказывают помощь больным и бедным. Этот народ сейчас живет под лозунгом "Мы — итальянцы, мы все вытерпим и победим болезнь".

— Что бы вы посоветовали кыргызстанцам?

— Искренне хочу, чтобы на моей родине не возникла такая тяжелая ситуация, как в Италии. Не хочу, чтобы вы пережили то, что мы. Поэтому и в соцсетях я призываю к благоразумности и трезвому мышлению.

Что может усилить панику во время пандемии — беседа с психотерапевтом из КР
Нужно понять, что жизнь не улучшится, если мы будем изливать потоки негатива и недовольства, в том числе в соцсетях. Лучше, если каждый человек задаст себе вопрос: как я могу улучшить эту ситуацию? Если нет денег и вы никому не можете оказать помощь, то просто сидите дома — так вы принесете больше пользы. В Италии говорят: "Моя помощь — это находиться дома".

Очень важно сохранять спокойствие. Карантин — довольно трудное испытание для психики: многие взрослые срывались, да и детям было тяжело. Здесь тоже часто видишь, как школьники младших классов плачут: хотят учиться в школе и спрашивают, почему они должны учиться дома. Поэтому я призываю родителей быть терпеливее, ведь в Кыргызстане тоже введено дистанционное обучение. Родители в такие моменты должны не ругать, а помогать детям. Ведь они так же, как взрослые, впервые столкнулись с такой необычной ситуацией. Дети не могут выйти погулять, не могут нормально поиграть, и это сильно сказывается на их эмоциональном состоянии. Это тоже сильное испытание, и его надо пройти вместе с семьей.

Даст бог, эти дни пройдут. Я надеюсь, что, когда приеду в следующий раз в Кыргызстан, он встретит меня, как и всегда, в добром здравии и мире.

Почитайте историю еще одной кыргызстанки, которая рассказала о причинах распространения коронавируса в Италии.

Самые важные темы и новости дня читайте на нашем Telegram-канале и смотрите в Instagram.