Уговорить на интервью медика с подтвержденным диагнозом "коронавирусная инфекция" оказалось невероятно сложно. Наш редактор Таалайбек Ороскулов четыре дня убеждал врача, что разговор пройдет на условиях полной анонимности.
Нашей героине больше 40 лет, и полжизни она отдала медицине. Мы намеренно изменили некоторые детали интервью, чтобы врач, согласившаяся говорить, не пострадала.
— Первым делом расскажите, как вы себя чувствуете.
— Спасибо, все хорошо. У меня нет симптомов, которые обычно описывают при коронавирусе: температуры, насморка или кашля. Я решила сдать тест на COVID из-за слабости и головных болей, и он оказался положительным.
— Как вы заразились? Контактировали с пациентами?
— Как вы узнали о своей болезни?
— Я почувствовала недомогание, и сама решила сдать анализ, для медиков это бесплатно. О том, что результат положительный, узнала от третьих лиц. Это было как гром среди ясного неба! Представьте, что вы спокойно сидите дома, а вам начинают звонить люди, причем многие в истерике, будто я специально хотела их заразить.
— Как так получилось? Это же должна быть конфиденциальная информация?
— Я и сама не знаю. Мне тоже интересно, откуда пошла утечка информации, почему сотрудники лаборатории сказали о диагнозе не мне, а другим врачам. После этого началась стигма, что мне очень не нравится.
Первые три дня после постановки диагноза рыдала. Было страшно: а вдруг я заразила кого-то еще? Надеюсь, вовремя самоизолировалась. К счастью, у моих родных анализы отрицательные.
Если врачи так себя ведут, то что говорить о других людях? Хорошо, что остались те, кто меня поддерживает.
— Коронавирус ведь намного заразнее гриппа. Как вы умудрились не заразить близких?
— Я соблюдала дистанцию и не допускала близких контактов. Почти все время проводила в одиночестве.
— Что сказал вам лечащий врач о вашей болезни?
— Он сказал, что она протекает легко. Доктора поддерживают меня, чтобы я не впала в депрессию.
— Я однажды наткнулась на интервью с пациентом, который рассказал, как сложно осознать, что ты превратился в биологическое оружие. Ты сидишь в палате, тебя никуда не пускают, вокруг все дезинфицируют и никто к тебе без костюма химзащиты не зайдет. У вас похожие чувства?
— Когда видишь все это, да, такие мысли в голову лезут. Ты понимаешь, насколько это серьезно.
— Сейчас многие кыргызстанцы обвиняют власти в том, что заразилось столько медиков...
— Я согласна, надо было думать об этом раньше. Да, деньги на счета поступают, но я сама слышу, что во многих стационарах до сих пор нет средств индивидуальной защиты. Медики не говорят, что вынуждены приобретать их самостоятельно.
— Меня это всегда удивляло. Почему врачи молчат? Можно же выступить единым фронтом.
— Все боятся, ведь никакой поддержки нет. Вы же сами видите: кто-то что-то сказал, и его заставляют прилюдно извиняться. Я считаю, что это неправильно. Государство должно знать свои минусы: если ты понятия не имеешь, в чем проблема, то не сможешь ее исправить. Это урок всем нам: нужно более ответственно относиться к системе здравоохранения.
— Насколько я знаю, медикам, которые заразились коронавирусом на работе, выплатят по 200 тысяч сомов. С вами кто-то уже говорил на эту тему?
— Ой, нет, ничего такого не было! Мне никто не звонил, ни о чем не спрашивал, да я и не надеюсь на эти деньги...
— Всеобщий карантин продлили на две недели, и многие граждане выступили против: мол, вирус не страшнее разрушенной экономики. Вы с этим согласны?
— Если народ будет соблюдать все правила гигиены, мы сможем избежать распространения инфекции. Но вы же сами видите — не получается. Поэтому правительство и продлевает карантин.
— Знаете, что я заметила? Раньше кыргызстанцы считали врачей коррупционерами, бездарями и коновалами, а теперь возвели их в ранг героев.
От редакции: мы выражаем надежду, что руководство Министерства здравоохранения КР не станет разыскивать героиню этого интервью, а постарается эффективнее работать над устранением ошибок, позволяя врачам открыто выражать свое мнение.
Обязательно почитайте интервью с директором Ноокатской территориальной больницы Асамидином Мариповым. Он подробно рассказал, как лечат кыргызстанцев с коронавирусом.