Журналисты Sputnk Кыгызстан поговорили с гостем из Москвы, руководителем редакции Р-Спорт МИА "Россия сегодня", радиоведущим и продюсером Александром Калмыковым о роли спортивных корреспондентов и комментаторов в продвижении спорта.
— Может ли кыргызская спортивная журналистика помочь как-то поднять спорт и поставить его на более скоростные рельсы? Наверняка ведь в России сталкивались с подобными проблемами. Что помогло?
— Приведу свой пример. В какой-то момент я понял, что из-за нехватки материалов о хоккее от меня ушла определенная часть аудитории. Тогда я договорился с коллегой, который не одно десятилетие работает в этой сфере, чтобы он стал моим сотрудником. Так у нас на постоянной основе стали появляться интервью с хоккеистами, их менеджерами… Через пять месяцев я увидел, что хоккейная аудитория ко мне пришла. Люди поняли, что на нашем ресурсе вместо рассказов, как спортсмен ушел от одной певицы к другой, есть разговоры двух людей, которые знают, о чем говорят.
Когда телевидение поддерживает спорт, у него будет прирост аудитории. И здесь речь не только о хоккее. Если каналы будут постоянно транслировать борьбу на поясах и делать это вкусно, регулярно, а не показывать трансляцию раз в год, то люди будут знать, что этот спорт в стране есть.
— Чем отличается современная спортивная журналистика от той, что была в начале вашей карьеры?
— Сегодня всем нужны цифры, аудитория и рейтинг. Зачастую люди в профессии не гнушаются тем, что выдумывают байки. Нам на "Р-Спорт" в свою очередь ничего не остается, как опровергать эту информацию. Ведь мы все-таки официальное СМИ с определенным авторитетом. Если публикуем информацию от источника, то от такого, которому стопроцентно доверяем, либо перепроверяем несколько раз.
Кроме того, раньше четко функционировал принцип "кто первый встал, того и тапки". Ты написал новость, коллеги на тебя сослались, и ты получил дополнительную аудиторию. Сегодня это уже почти не работает. Когда ты даешь что-то первым, то коллеги из других СМИ, чтобы оставить читателей у себя, тут же позвонят тому же спикеру.
Однако бывают исключения. Например, мы первые узнали, что ветеран "Спартака" Валерий Рейнгольд был госпитализирован с ветеранского турнира, а затем, что он, к сожалению, ушел из жизни. В обоих случаях новость взорвала медиапространство. Тогда, чтобы не терять время, коллеги ссылались на нас. Вообще, в современных реалиях уже недостаточно быть просто первым, необходим безусловный эксклюзив.
— Мне кажется, что в кыргызстанском спорте, кроме людей из официальных структур, например из Госагентства спорта, нет источников, которые дают какую-то информацию. Кто вообще должен заниматься популяризацией спорта или продвижением отдельного спортсмена?
— На этот вопрос нет однозначного ответа. Возьмем, к примеру, футбол. Зачастую источником информации могут являться люди, приближенные к футболистам: кто ведет их дела, кто с ними общается. У разных структур свои правила, допустим, в клубе "А" какую-то официальную информацию может давать только генеральный директор, который по каким-то причинам отказывается от комментариев. Тогда заинтересованный человек из клуба дает тебе эту информацию анонимно, чтобы не получить по шапке.
Другой ситуацией зачастую пользуются агенты футболистов, которым нужно продлить контракт для своего клиента, выбить лучшие финансовые условия или отправить его в другой клуб. Они сливают необходимую информацию, порой неверную, коллегам, друзьям или журналисту. Зачастую "слив" происходит напрямую. Журналист это публикует, зная правду. Зачем?
— Чтобы привлечь к себе внимание и хайпануть?
— Нет. У журналиста есть наработанный источник, и он понимает, что если он сейчас этого не сделает, то эта дверь для него закроется. Скорее всего, агент пойдет работать на другое издание, что для нашей отрасли смерти подобно.
Как-то я выступал перед руководителями клубов российской премьер-лиги. Они очень удивились, когда я рассказал им такую реальную историю. Одно издание опубликовало информацию, что высший руководитель одного из клубов покинет пост. Якобы решение об этом будет принято руководством клуба чуть ли не завтра. Это было сделано для того, чтобы человек как раз-таки не покинул свой пост. То есть издание специально опубликовало эту информацию, чтобы люди, которые принимают решения, подумали, что их смешают с грязью, и оставили все как есть.
— Во время просмотра зарубежных футбольных матчей, в частности, испанской лиги, можно слышать, как комментаторы очень эмоционально кричат во время работы: "Гол, гол, гол!..". Это еще больше заводит публику. Понятно, что в Испании свой менталитет. Что будет, если такой комментатор появится в России или у нас?
— Он есть. Как думаете, что это вызывает?
— Непонимание.
— По большей части негатив, причем незаслуженный. Человек нашел свою нишу, в рамках которой себя реализует. Он молодец, но какая-то часть аудитории этого категорически не приемлет.
У меня есть знакомые, которые комментируют матчи Латинской Америки, они смотрят игру и кайфуют от комментаторов, которые там работают. Однако они не переносят эту манеру в Россию, потому что понимают, что там это работать не будет.
— Раньше было нормально приходить в журналистику, не окончив журфак. Сейчас, на ваш взгляд, это возможно?
— Могу привести несколько примеров. Когда я работал на радио "Спорт FM", у нас из всей редакции было два человека с профильным образованием, одним из которых был я. Когда работал в спортивной редакции на телевидении, нас также было двое. Остальные приходили отовсюду. Однажды пришел парень, который работал завхозом в продуктовом магазине, и сказал: "Хочу к вам". Мы дали ему шанс, и спустя некоторое время он стал корреспондентом.
— Частенько про спортивных журналистов говорят следующее: "Эти люди не смогли реализовать себя в другом месте, поэтому и пришли в спорт". Что думаете по этому поводу?
— Приведу пример, правда, не о журналистах, а о телеоператорах. В нашей спортивной редакции было несколько операторов, которые снимали только спорт. Коллеги, которые занимались политическими и социальными новостями, им завидовали. Они видели, как те отправляются на матч, который, скажем, начинается в 16:00, спустя два с половиной часа он заканчивается, они делают синхрон и свободны.
Видя эту картинку, другие операторы говорили: "Мы тут, понимаешь ли, сидим с утра до вечера. Нас могут дернуть снимать, как в одном месте трубу прорвало, в другом, как кирпич упал… Мы тоже хотим снимать спорт!". Мы дали им эту возможность.
А по поводу журналистов... Как-то мой коллега сказал: "Если отправить спортивного журналиста на любую съемку, он сделает тебе сюжет. Попробуй обычного корреспондента отправь на спортивную съемку, и мы посмотрим, что он сделает…".
— Если вдруг придется выбирать другую сферу деятельности, чтобы зарабатывать на жизнь, какую выберете? Я об этом задумываюсь с неким ужасом, ведь наша профессия связана с тем, что ты пишешь и говоришь.
— Да, были такие моменты в жизни. Достаточно длительное время я занимался спортивной журналистикой. Затем у меня случился какой-то внутренний кризис, и я подумал: "Да ну его к черту, я еще могу все поменять. Буду заниматься совсем другим делом". Попробовал одно, не пошло, попробовал другое… В итоге ты все равно возвращаешься к тому, что умеешь делать хорошо. Видимо, я вот пригодился в этой сфере, значит, буду работать на ее благо. А если нет, книжки начну писать, наверное (смеется).