У него была диагностирована двусторонняя пневмония. В мае Михаилу Степановичу исполнился 51 год. Мы все еще не можем поверить, что его больше нет с нами. Эта страшная весть стала сильным ударом для всего коллектива.
Мы запомним его несгибаемым. Справедливый руководитель, надежный и мудрый товарищ, талантливый автор, человек доброй души — о Михаиле Степановиче можно сказать десятки теплых слов, но и их будет недостаточно...
Коллектив Sputnik Кыргызстан скорбит и соболезнует родным и близким Михаила Рогожина. В нашей памяти он останется честным, решительным, разносторонним человеком с большой буквы.
Руководитель информационного агентства и радио Sputnik Кыргызстан Елена Череменина:
Мы познакомились в 2002 году в университете. Сегодня 2020. Цифры те же, а его не стало.
Во всем мне хочется дойти до самой сути — это о нем.
Острое чувство справедливости — это о нем.
Большой человек с хрупкой душой — это о нем.
Обширность и глубина знаний — это о нем.
Бесконечное желание узнавать новое — это о нем.
Любовь к жизни во всех ее проявлениях — это о нем.
Скромность — это о нем.
Всего не написать, не рассказать…
Это огромная потеря для всех, кто его знал, как будто на небе погасла звезда. Прости нас, что не уберегли тебя.
Шеф-редактор Эркин Алымбеков:
Степаныч, разве может вас не стать? Такой сгусток доброй энергии, который несли в себе вы, просто бессмертен. Я ни в ком еще не наблюдал столько порядочности, столько тонкого юмора, столько смущения и мужества одновременно — все это вы "совмещали" в себе так легко, так естественно. Как же теперь будет не хватать нам/мне этой энергетики!
Как мне хочется уснуть и увидеть всех любимых людей, которых не стало, обнять их в этом сне. И познакомить. И рассказывать какие-то нелепости, и смеяться вместе, и радоваться друг другу…
Дорогой Степаныч, простите, что не смогли уберечь вас! Никто не сможет заменить вас нам. Обнимаю и крепко жму вашу богатырскую руку. Когда-нибудь увидимся. До встречи!
Отзывчивый и невероятно добрый. Каким запомнили Михаила Рогожина
Шеф-продюсер Батыр Мамыркулов:
Эх, Миша... Как же так? Ты же обещал, что выкарабкаешься. И я ждал тебя. Столько планов было. Покойся с миром, друг мой. Прощай...
Выпускающий редактор Нурзат Усебаев:
Эх, Михаил Степанович, как же так? Не верится! Еще такой молодой… Коварная болезнь никого не щадит. Чтоб ее… Вы были таким мудрым, добрым человеком, профессионалом, знающим все на свете. Помню беседу про внутренний стержень человека. Вы говорили, что людей с крепким стрежнем можно увидеть издалека. Вас было видно издалека — большого человека с большим сердцем. Таким я вас запомню.
Скорблю бесконечно, разделяю боль утраты с близкими Михаила Степановича. Крепитесь!
Выпускающий редактор Канышай Бешбаева:
Сүрдүү болчу... Анча-мынча киши батына алчу эмес. Көптө барып Sputnik дегенде ичкен ашын жерге койгон, буту-бутуна тийбей чуркаган иштерман, эмгекчил адам экенин билгем. Редакциянын кеңсеси техникалык жактан бардык талапка жооп берген заманбап, абдан ыңгайлуу кеңсе. Журналисттин иштөөсүнө мыкты шарттар түзүлгөн. Азыр ойлосом, биз ушунун баарын өзүнөн өзү болуп калгандай кабыл алат экенбиз. Баары Михаил Степановичтин эмгеги эле. Тамашакөй болчу. Көп элес албагандай түр көрсөткөнү менен баарын жүрөгүнө жакын кабыл алчу окшойт, айтор, маселең чечилип калчу. Атабыздай эле көрчүбүз. Сизге ушундай сөз жазып калам деп эч ойлобопмун...
Жаткан жериңиз жайлуу болсун...
Выпускающий редактор Елена Агеева:
Ни одно в жизни лето не казалось мне таким бесконечным. Слишком много потерь. И одна из самых горьких — уход Михаила Рогожина, нашего большого, доброго, умного, человечного Степаныча, которого всем нам будет ужасно не хватать. Уже не хватает, потому что он был очень нужным для жизни человеком — умел интеллигентной шуткой поддержать так, как этого больше никто не сумеет. Умел сказать или написать веселое "не дрейфь, ты же женщина, грех тебе!" с таким участием, что самая беспросветная ситуация "выравнивалась" сначала у тебя в голове, а потом и в жизни. С ним было всегда предельно надежно — в офисе, в поездках, на посиделках, в любых нештатных ситуациях. Думая о нем, я говорю себе: незаменимые люди есть. В том смысле, что их замена в любом случае будет неполноценной.
Прощайте, дорогой Михаил Степанович! Постараюсь не дрейфить…
Выпускающий редактор Нургуль Максутова:
Михаил Степаныч... Сизди ошентчүбүз... Михаил Рогожин Sputnik Кыргызстанды түптөгөндөрдүн бири, тыным албай иштеп, анын интернет айдыңга чыгышына техникалык жактан жан үрөгөн адам болчу. Сизди кандай маселе болбосун чече билген, көп нерсени жайгарган адам катары тааныгам. ...Анда жамаат азыркыдай көп эмес, үркөрдөй эле аз адам элек. Биринчи күндөрү далдайган турушуңузга, маселени чечип, ары-бери жагын жөндөп жаткан кыймылыңызга көз салып койгом. Андан бери бир нече жыл өтүп, сиз Sputnik Кыргызстандын көзгө байкалбаган, бирок салмактуу жүгүн көтөрүп келдиңиз.
Түйшүгү көп, мээнети андан да арбын, бири-бирибизсиз ишибиз жүрбөгөн бул жумушубузда кесиптештердин ичинен акка моюн сунары түк ойго келбептир. Мындан бир нече айлар кандай тынч, бейгам эле. Ал эми Кыргызстанды чайпалтып турган кырдаал, тилекке каршы, сизди да чарпый кетти. Ич күйөт, селт этесиң, башка дүйнөгө кыйбайсың... Кандай болуп кетти. Ойлор сабалайт, бирок сөз чыкпайт, эскерүү жазууга кол барбайт... Кош болуңуз, Михаил Степаныч. Жаткан жериңиз жайлуу болсун... Башка эч нерсе дей албайм, азыр.
Редактор-обозреватель сайта и радио Таалай Ороскулов:
Мы были в одном коллективе всего пять лет, но такое чувство, что я обрел старшего брата. Не хочу говорить о профессионализме и других качествах — в нашей работе это обязательное условие. Мне нравился твой сарказм, который звучал как-то по-доброму. Мне нравилось твое отношение к жизни и желание изменить этот мир. Мне нравился твой непонятный сленг на старославянский манер в постах в соцсети. Последний раз мы виделись уже очень давно… до этого треклятого карантина. После смерти папы мне особенно запомнились твои слова поддержки, но теперь такие слова нужны твоим детям… Буду помнить тебя…
Пресс-секретарь Нуржан Найзабекова:
Наш добрый, всегда справедливый, всезнающий Михаил Степанович, благодаря вам кыргызстанцы могли излить душу, высказать наболевшее, попросить о помощи, решить проблемы, обратить внимание властей через "Черный список" — группу, которую вы создали в Facebook. Число ее подписчиков достигло почти 100 тысяч. Вы дали людям возможность быть услышанными, стать лучше и исправить ошибки. Спасибо за все, что вы сделали для своих коллег, подрастающего поколения и народа Кыргызстана! Вы всегда останетесь в наших сердцах!
Прощайте, Михаил Степанович! Видео Sputnik в память о "человечище"
Корреспондент Бегимай Бакашева:
Күн эмес, саат сайын суук кабар угуп калган күнгө туш болобуз деп ким ойлоптур?.. Эми минтип ажалдын укуругу Сизге да жетиптир, кесиптеш. Бул оору улуу-кичүүнү ылгабаган албуут неме экенин эми моюндап, эми аңдап отурабыз. Жаткан жериңиз жайлуу болсун, жаркын элесиңиз ар дайым жүрөгүбүздө.
Корреспондент Азамат Аралбаев:
Михаил Степанович… Как узнали этой ночью страшную новость, так до сих пор и не верится. Помню, каждое утро до карантина вы подходили здороваться. Я, как обычно, погруженный в работу, протягивал руку не глядя. Дурацкая привычка. Обстановка разряжалась, когда вы обращали на себя мое внимание и выдавали такую шутку, после которой и день проходил веселее.
Вы были с нами с момента создания агентства, любили коллектив и офис, как свою семью. Многое сделали для Sputnik Кыргызстан. Очень жаль, что мы расстаемся вот так, этого не должно было быть. Покойтесь с миром…
Корреспондент Таалайгуль Усенбаева:
Михаил Степанович, Миша байке... Сиздин акыркы сапарга узап кеткениңизге дагы эле ишене албай жатабыз. Жүрөгү кенен, тамашакөй адам эле. Кеңсеге кирери менен колунда ар дайыма бир баштык конфет болчу. Аяз атабыздай баарыбызга бирден берип, таңкы маанайды көтөрчү. Оору жакшы адамдарды алып кетип жатканы өтө өкүнүчтүү... Кош деп айтууга аргасызбыз, Миша байке. Жаткан жериңиз жайлуу болсун!
Корреспондент Асель Минбаева:
Часто утро в редакции начиналось так: запыхавшаяся Света, опаздывая на 8 минут, прибегает в офис и обнаруживает на своем рабочем столе чернослив в шоколаде.
— Ой, а кому спасибо?
— Свет, ты чего? Кто еще может расщедриться на чернослив в шоколаде, причем для всего отдела?
— А, понятно. Михаил Степаныч, спасибо!
Из его вотчины доносилось басистое: "Наслаждайся...".
Мы многому у вас учились, Михаил Степанович. Например, именно у вас я подцепила моду обходить каждого сотрудника с конфетами и полушутя-полуворчливо приговаривать: "Да больше бери, ты у нас и так исхудавший".
Мы учились у вас быть стойкими, принципиальными и честными. Вы вообще научили нас многому и только одно делали неправильно — никогда себя не берегли. Мне сейчас безумно больно, потому что вы для меня не директор и коллега, а старший товарищ и очень хороший человек. Я с трудом представляю, как это: редакция есть, а вас там никогда уже не будет… Покойтесь с миром, дорогой друг.
Корреспондент Нурайым Рысмамбетова:
Михаил Степанович, жаткан жериңиз жайлуу болсун. Сиз бирөөгө ата, жар, жолдош, дос болсонуз, мен үчүн жакшы адам бойдон эсимде калдыңыз. Жакындарына терең кайгыруу менен көңүл айтам.
Корреспондент-ведущий радио Тимур Осмонов:
Добрый, большой дядька, Михаил Степанович… В то, что вы ушли, не верится: так и ждешь, что увидишь в коридоре вашу капитальную фигуру, но нет — уже не увижу. Радио — это коллектив, где все больше и ближе, чем коллеги, здесь позволено и прощается больше. Мы шутили, что вы большой во все смыслах человек, но это и правда было так — вы были человеком с большим и добрым сердцем. И для нас, радийщиков, вы никуда не ушли. Мы будем продолжать вспоминать и говорить о грозном повелителе радиоволн, благодаря которому нас слышно и иногда видно. Будет грустно обедать без вас и грустно вспоминать, как в ближайшем кафе все знали, что в "Эликсир здоровья" нужно положить двойной имбирь специально для дяди Миши. Здоровье подвело… Но мы не подведем вас, Михаил Степанович, и будем стараться, чтобы начатое вами дело продолжало жить и бесперебойно работать. Покойтесь с миром.
Корреспондент Мирбек Сакенов:
Михаил Степаныч жөнүндө өткөн чакта сөз кылгым келбей турат. Айла жок баарыбыз акка моюн сунат экенбиз. Ал инсанга мага окшогон жаштар көп кеп-кеңеш сурап кайрылып калчу. Дайыма оозунда айтчу сөзү, колунда кармата турчу техникасы даяр эле. Жамаатыбыздагы эркектердин командири, баарын тегиз караган агабыз элеңиз. Кесипкөй адис, жөнөкөй адам, иш билги жетекчи катары жүрөгүбүздө сакталып каласыз.
Корреспондент Бакыт Толканов:
Михаила Степановича я знал много лет, был его студентом, и преподавал он очень важные предметы. Рассказывал о технике и программах. Еще со студенческой скамьи он казался мне умным, порядочным, открытым человеком, который всегда прямо говорил свое мнение. Уже после окончания университета я неоднократно видел Михаила Степановича, и то впечатление оказалось верным. Честно говоря, очень сложно говорить о Михаиле Степановиче в прошедшем времени и вообще говорить о нем... Я до сих пор в шоке.
Корреспондент Эламан Карымшаков:
Ата-энелерибиз жатаар алдында "түндөн түгөл чыгалы" деп тиленип коюшчу. Анын маанисин эми түшүнүп жатам. Бул караңгы түн эмне деген жакшылардын өмүрүн алып, канчалаган адамдарга кара кийгизди. Өкүнүчтүүсү бүгүнкү түн да арабыздан асыл адамды алып кетти. Михаил Степанович, сизге жакшы сөз айтпасам да, керектүүбүздү кечиктирбей камсыздап турганыңызга ыраазы болчу элем. Жетекчибиздин үй-бүлөсүнө жана жакындарына сабыр тилейм!
Звукорежиссер радио Максим Марочкин:
Очень больно воспринимать новость об утрате замечательных, необычных и дорогих нам людей. Михаил Степанович навсегда останется в моей памяти добрым, светлым и очень интересным человеком. Он творец, благодаря которому был создан наш маленький мир с колоссальными техническими возможностями. Благодаря Михаилу Степановичу мы можем делиться информацией с огромной аудиторией. Пусть земля ему будет пухом!
Корреспондент Гульдана Талантбекова:
Михаил Степанович дайыма "Здрасти, здрасти" деп күүлүү-күчтүү учурашар эле. Дайым биздин кем-карчыбызды ойлоп, толуктап жүрчү. Чыныгы чарбачыл адам эле.
Бир ирет анын Facebook тармагындагы "Черный список" деген баракчанын негиздөөчүсү экенин угуп таң калгам. Себеби ал жакта орчундуу маселелер көтөрүлүп, талкууланып, ошол боюнча эле калып калбастан кайсы бир тараптан реакция болуп турчу. Бул өзүнүн негизги ишинен тышкары айланадагы көйгөйлөрдүн чечилишине дагы салымын кошконун айгинелеп турары маалым.
Корреспондент Светлана Федотова:
Михаил Степанович, мне не верится... Пару недель назад вы убеждали меня перечитать "Игру в бисер". Сказали, что отсутствие диалогов в книге вовсе не значит, что она скучная, — наоборот. Сказали, что книга ведет диалог с читателем, и вмиг скучные абзацы повествования стали интересными.
С вами можно было говорить о чем угодно — и вы понимали, шутили. Вы знали все, во всяком случае — ответы на все вопросы, которые находились у меня и ребят.
Вы помогли мне перевернуть весь офис в поисках блокнота из командировки. Я даже не помню, сказала ли вам спасибо. Вас можно было слушать часами и спорить с вами тоже можно было часами.
Вам хочется так много сказать. Очень жаль, что я не сделала этого лично. В последнюю нашу встречу вы выручили меня. Разрешили угостить вас чем-нибудь вкусным. Я не успела.
Редактор-ведущий радио Айтурган Сатиева:
Михаил Степанович! Барыбыз бул ысымды өзгөчө бир сый, урмат, анан да тээ жүрөктүн түпкүрүнөн сызылып чыккан жылуулук менен айтчубуз. Анткени сиз ушундай мамилеге татыктуу инсан элеңиз. Жеке мен үчүн сиз аз, бирок саз сүйлөгөн, ар бир сөзүндө терең мааниси бар, ойлору курч, салмактуу ошол эле убакта калыс, кең пейилдикти көрсөтүп турган адам элеңиз. Сиздин абдан кылдат, бирок таамай айтылган тамашаларыңызга суктанар элем. Сизди алгач сүрдүү адам катары көрсөм, бара-бара абдан тамашакөй, кең пейил экениңизге күбө болдум. Биздин жамааттын тоодой таянычы элеңиз. Сиздеги ишке болгон жоопкерчиликтүү мамилени, жашоого болгон энергияны көрүп, минтип эскерүү жазып калам деп ойлогон эмесмин, Михаил Степанович. Ажал улук элек, айла барбы...
Корреспондент-редактор радио Наталия Князева:
Не представляю, как это произошло. Не верю, что он не справился… Михаил Степанович был примером силы и стойкости. Он был настоящим Человеком. Таким, каких описывают в детских рассказах: в меру строгим, справедливым, но невероятно добрым и открытым. Михаил Степанович был бесконечно умным: он знал все и обо всем на свете, не было ни единой темы, беседу на которую он не мог бы поддержать. Как и любому человеку с таким интеллектом, ему был свойственен сарказм — я, кстати, нередко становилась его объектом, но все это было по-доброму, любя. Он любил нас и баловал, а мы любили его. Это страшная боль. Прощайте, Михаил Степанович.
Радиоведущий Шабдан Абылгазиев:
Суук кабарды жаман көрөм. Ал учурда эмне сүйлөп, эмне жасашты билбей каласың. Тилекке каршы, акыркы убактарда жаман кабарлар менен ойгонуп, жакшы үмүт менен жата турган болдук. Бирок бүгүн кесиптешибиз кайтыш болду деген суук кабар келди. Жакшы киши, кесипкөй жетекчи, оор учурларды моюндабай басып жүрөр эле. Тамашакөйлүгү менен баарынын жүзүнө жылмаюу пайда кылган адам болчу.
Корреспондент Алимджан Валиев:
Я говорю себе, что больше никто из знакомых не скончается от коронавируса, что они будут жить долго и счастливо. Говорю, что уровень смертности от этой заразы заметно снизится и она исчезнет очень быстро… Кроме прочего, вас ценили за сильный интеллект, Михаил Степанович. Мне очень жаль. Мы будем сильными и стойкими, иначе из этого кризиса не выйти. Все будет хорошо, я твердо верю.
Радиоведущая Асель Сыдыкова:
13-июль күнү биз жакшы адамдан айрылдык. Жамаатыбызда эми анын билими, чексиз күч-кубаты жетишсиз болот. Михаил Степановичтин ишмердүүлүгү жана чечкиндүүлүгү мен үчүн үлгү болчу. Ал биздин жүрөгүбүздө ишенимдүү жолдош, акылдуу кеңешчи бойдон жана ар кандай кырдаалда жардамга дайым даяр адам катары кала берет.
Звукоинженер Иван Шульдяков:
Михаил Степанович, как же так?! Еще буквально полторы недели назад мы с вами здоровались утром как ни в чем не бывало! Справедливый, разносторонний, с блистательным умом и великолепным чувством юмора, человек с большой буквы! Нам будет вас не хватать! Покойтесь с миром...
Фотокорреспондент Табылды Кадырбеков:
Дядя Миша казался довольно грубым, но он всегда был добр ко мне. Именно он настоял на том, чтобы я работал в Sputnik. Он был убедителен, а его шутки были настолько остроумными, что их не всегда можно было понять сразу. Михаил Степанович был для меня наставником, и только я с первых дней знакомства называл его "дядя Миша". Мне больно осознавать, что потерял такого великодушного человека…
SMM-специалист Бактияр Бердибеков:
Михаил Рогожиндин туугандарына терең кайгыруу менен көңүл айтам. Аза кайгысын тең бөлүшөм. Биз үчүн оор жоготуу болду. Ал өз ишин мыкты билген адам эле.
Корреспондент Ангелина Инюшина:
Михаил Степанович... Любитель "Эликсира здоровья" с огромным количеством имбиря и не любитель плохих выражений. В это просто невозможно поверить! Еще совсем недавно во время обедов мы с вами горячо спорили на разные темы. Казалось, вы знаете все и немного больше. А потом началась эта проклятая эпидемия...
Я всегда буду помнить вашу теплоту, заботу и такую искреннюю поддержку. Спасибо за все, что вы для меня сделали. Боль от этой утраты невозможно утешить. Вы всегда будете живы в наших сердцах, Михаил Степанович!
Корреспондент Карина Разетдинова:
"Спроси у Михаила Степаныча, он точно знает", — советовали мне коллеги и всегда были правы. Он знал все и обо всем: мог на пальцах объяснить сложный технический термин и так же играючи поведать о малоизвестном литературном шедевре.
Казалось, ничто не способно сломить этого волевого человека, никакой болезни такое не по силам... Бесстрашный и справедливый, он окружал нас отеческой заботой, учил настойчивости и решительности, никогда не отказывал в помощи.
Какие рабочие письма он писал, вы бы знали! Даже в офисной переписке его яркую прозу, живую и смелую, можно было легко узнать из тысячи других. Михаил Степанович блестяще владел словом, умело обращался с витиеватыми сравнениями, которые неизменно били точно в цель.
Возле его компьютера так и лежит внушительная стопка книг на самые разные темы. Не верится, что больше мы не услышим его громогласный бас, не спросим у него совета, не поблагодарим хором за гостинец, заботливо оставленный на столе.
Покойтесь с миром, Михаил Степанович. Нам будет очень вас не хватать.